Конфликт поколений
Общественный конфликт в пьесе А. С. Грибоедова связан с конфликтом — между «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий - это тип нового человека, он является выразителем новой идеологии нового времени, «века нынешнего». А старое консервативное общество Фамусовых относится к «веку минувшему». Старое не хочет сдавать позиции и уходить в историческое тогда как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои законы. Конфликт старого и нового — один из основных в русской жизни того времени. Этот вечный конфликт занимает большое место в литературе XIX века, например, в таких произведениях, как «Отцы и дети», «Гроза». Но этим конфликтом не исчерпываются все коллизии комедии.
Среди героев грибоедовской пьесы нет глупых людей, у каждого из них есть свой житейский ум, то есть представление о - жизни. Каждый из персонажей «Горя от ума» знает, что ему надо от жизни и к чему он должен стремиться. Например, Фамусов хочет прожить свою жизнь, не выходя за рамки светских законов, чтобы не дать повод быть осуждаемым могущественными светскими львицами, такими, как Марья Алексевна и Татьяна Юрьевна. Поэтому Фамусов так обеспокоен поисками достойного мужа для своей дочери. Цель жизни Молчалина — это тихо, пусть даже медленно, но верно продвигаться вверх по служебной лестнице. Он даже не стыдится того, что будет много унижаться в борьбе за достижение своих целей: богатства и власти («и награжденья брать, и весело пожить»). Он не любит Софью, а смотрит на нее как на средство для достижения своих целей.
Софья, как одна из представительниц фамусовского общества, начитавшись сентиментальных романов, мечтает о робком, тихом, нежном любимом, за которого она и выйдет замуж и сделает из него «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Именно Молчалин, а не Чацкий подходит под ее мерки будущего мужа.
Итак, Грибоедов в своей комедии не только показывает, как безнравственны и консервативны типичные представители московского общества. Для него важно также подчеркнуть, что все они по-разному понимают жизнь, ее смысл и идеалы.
Если мы обратимся к заключительному действию комедии, то увидим, что каждый из героев оказывается несчастным в конце. Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья — все остаются со своим собственным горем. А несчастны они из-за своих неправильных представлений о жизни, неправильного понимания жизни. Фамусов всегда старался жить по законам света, старался не вызвать осуждения, неодобрения света. И что же он получил в конце? Его опозорила собственная дочь! «Ах! Боже мой! что станет Говорить княгиня Марья Алексевна», - восклицает он, считая себя несчастнейшим из всех людей.
Молчалин не менее несчастлив. Все его старания пропали даром: Софья уже ничем больше ему не а может быть, что еще хуже, нажалуется папеньке.
И у Софьи свое горе; ее предал любимый человек. Она разочаровалась в своем идеале достойного мужа.
Но самым несчастным из всех оказывается Чацкий, пылкий, вольнолюбивый просветитель, передовой человек своего времени, обличитель закоснелости, консервативности русской жизни. Самый умный в комедии, он не может со всем своим умом сделать так, чтобы Софья полюбила его. Чацкий, веривший только в свой ум, в то, что умная девушка не может предпочесть дурака умному, так сильно разочаровывается в конце. Ведь все, во что он верил — в свой ум и передовые идеи, — не только не завоевать сердце любимой девушки, но, наоборот, оттолкнуло ее от него навсегда. Кроме того, именно из-за его свободолюбивых мнений фамусовское общество отвергает его и объявляет сумасшедшим.
Таким образом, Грибоедов доказывает, что причина трагедии Чацкого и несчастий остальных героев комедии — в несоответствии их представлений о жизни самой жизни. «Ум с сердцем не в ладу» — вот основной конфликт «Горя от ума». Но тогда возникает вопрос, какие представления о жизни истинные и возможно ли счастье вообще. Образ Чацкого, по-моему, дает отрицательный ответ на эти вопросы. Чацкий глубоко симпатичен Грибоедову. Он выгодно отличается от фамусовского общества. В его образе отразились типичные черты декабриста: Чацкий пылок, мечтателен, вольнолюбив. Но и его взгляды далеки от реальной жизни и не приводят к счастью. Может быть, Грибоедов предвидел трагедию декабристов, веривших в свою идеалистическую теорию, оторванную от жизни.
Врагов имеет в мире всяк,
Но от друзей нас, Боже!
• Привычка свыше нам дана:
Замена счастию она.
• Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас.
• Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравимся мы ей,
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей.
• Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
• Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего - друзья.
• Под старость жизнь такая гадость…
• Он был любим по крайней мере,
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере…
• Мы почитаем всех нулями,
А единицами - себя.
• Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
• Москва как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
• Мне дорог день, мне дорог час:
А я в напрасной скуке трачу
Судьбой отсчитанные дни.
• Любовью шутит сатана.
• Любви все возрасты покорны.
• Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей…
• Кокетка! Ветреный ребёнок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!
• Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить…
• И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!
И вот на чем вертится мир!
• И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
• Мечтам и годам нет возврата.
• Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел.
любовь, явилась муза
И прояснился темный
И восхищение и в то же время ужас.
Что уж говоря о Карле 12 то он полная протеваполоюнасть Петру первому .
”Венчанный славой бесполезной,
Отважный Карл скользил над бездной”
Эти слова нам это и показывают ,что он был жестоком и эгоистичном захватчике ,готовым на любые подлости,упивающимся своей славой