С одной стороны это сон,ведь он общается с чертями и пытается вернуть грамоту.А с другой,быль.Потому что в реальной жизни не существует чертей,ведьм и летающих коней.Поэтому я больше склоняюсь на быль,которую выдумали и вспоминали.
МОЛОДЕЦ ПРОТИВ (среди, на) ОВЕЦ, А ПРОТИВ (на) МОЛОДЦА <И> САМ ОВЦА. Говорится о том, кто смел, самоуверен только среди тех, кто слабее, ниже его в каком-л. отношении. Тут стучат про вред войны в отношении экономическом, пугают крахами банков, падением курсов, затем торговли, даже нашим военным бессилием не только перед Европой, но и перед турками, забывая, что турецкий башибузук, мучитель безоружных, беззащитных, отрезыватель мертвых голов, по русской пословице — «молодец против овец, а против молодца и сам овца», что наверно и окажется. Достоевский, Дневник, 1876.— Неужели рассчитываете убежать? — Эх... убежать! — сказал шпион. Он сжал руку в кулак так, что захрустели суставы, и этим немного успокоил себя.— Трусите, трусите,— со смехом сказал опять майор.— Я вашу натуру немного знаю. «Молодец против овец... Слышали такую пословицу? Г. Матвеев, Тарантул.— А князь Афанасий Вяземский? — Дурак дураком, а важничает. Молодец среди овец.— А Годунов Борис? — Не пойму его. Костылев, Иван Грозный. — Даль: Молодец на овец, а на молодца сам овца; Рыбникова: Молодец на овец, а против молодца и сам овца; Молодец — среди овец, а возле молодца и сам овца.
Чацкий – главный герой комедии «Горе от ума».Здесь герой выступает как горячий проповедник новых идей. Он не принадлежит к числу тех рассудительных молодых людей, которые, являясь в свет, чтобы блистать и делать карьеру, знают, когда, кому и сколько следует высказать, а когда — промолчать. Чацкий — один из тех безрассудных проповедников, которые, будучи первыми провозвестниками новых идей, готовы проповедовать даже тогда, когда их никто не слушает. Так появляется монолог Чацкого «И точно начал свет глупеть...», в котором он сравнивает «век нынешний и век минувший». Герой уверен, что Нет, нынче свет уж не таков… Вольнее всякий дышит И не торопится вписаться в полк шутов. Чацкий превосходно понимает свою несовместимость с миром фамусовых, молчалиных и скалозубов. Но именно так задумал Грибоедов характер своего героя. Если предположить, что Чацкий реально хочет что-то сделать для улучшения нравов своих современников, то он явно избрал не тот путь. Своими тирадами он в конце концов восстанавливает против себя все московское общество. Но практической пользы от этого нет никакой ни лично Чацкому, ни России, которой он, по собственному признанию, был бы рад служить, если при этом не пришлось прислуживаться перед начальством. В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую политическую программу. Он подвергает разоблачению крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лже патриотизм. В знаменитом монологе «А судьи кто?..» он обрушился на тех «негодяев знатных», которые меняют своих слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей» и распродают их «поодиночке».