Причина неприятия в том, по мнению Дмитрия, что Чудик — «никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает... Она и меня-то тоже ненавидит — что я не ответственный, из деревни». Эти слова проясняют причину конфликта между братьями и Софьей Ивановной: с ее точки зрения, мерилом жизненного успеха становится руководящая должность в управлении, названия которого не может вспомнить Дмитрий. Это и толкает братьев, вытесненных Софьей Ивановной на улицу, на попытку выявить истоки обозначившегося противостояния и сопоставить деревенский и городской образы жизни.
Объяснение:Горький писал. что сострадание Луки - это "изуверство добродетели". Горький хотел показать двойственность Луки - апостола и беса. Поэтому у Луки есть пара - Сатин, резонер Луки. Проповедь Луки дала Сатину импульс для возникновения новой жизненной позиции, в основе которой лежит тоже уважение к человеку, но смещены акценты в сторону активного участия человека в жизни. Монолог Сатина – это лишь первый шаг на пути формирования активного сознания человека. Отношение Горького к Луке неоднозначно, в развитии сюжета чувствуется авторский укор Луке, ведь все иллюзии разрушились. С другой стороны автор обвиняет в том, что произошло с людьми не Луку, а самих ночлежников, а тем самым вскрывает одну из основных черт русского национального характера. Недовольство жизни, критическое отношение к ней и не что-то изменить.
Т. о, Горький не дал в пьесе однозначного ответа на во что лучше истина (Сатин) или сострадание (Лука) .
есть лишь вера писателя в то, что истина может человечество, которому необходимо сострадательное милосердие и действенная доброта. Все это говорит о том, как сложен был путь героев ночлежки и самого Горького к трезвой правде и к жизнь мечте.