М. Е. Салтыков-Щедрин – знаменитый писатель-сатирик, создавший сказки «для детей изрядного возраста» . В них он показал российскую действительность во всей ее неприглядности. Образы его сказок легко узнаваемы. Премудрый пескарь, всю жизнь дрожавший в своей норке, дикий помещик, мечтавший о чистейшем воздухе без мужицкого духу и другие герои – частое явление и современной жизни. Читая сказки Салтыкова-Щедрина, узнавая в героях знакомых людей, мы смеемся. Но в то же время задумываемся над человеческими пороками, над несовершенством государственного устройства, где возможны такие герои, как медведь на воеводстве.
Какие же средства писателю создавать комическое в своих произведениях? Прежде всего это сатира. Сатирическое изображение героев, будь то генералы или помещик, или просто вяленая вобла, заставляет читателя улыбаться, а иногда смеяться. Но смех этот горек, потому что совсем не весело сознавать, что герой, скрывающийся за премудрым пескарем, бесцельно потратил свою жизнь лишь на то, чтобы сохранить ее. И что же он имеет в конце концов? Ничего. Одна пустота: «Жил – дрожал, и умирал – дрожал. Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кому добрый совет подал? Кому доброе слово сказал? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто» .
Больно видеть, как умелый, ловкий мужик, который все умеет, с рабской покорностью плетет веревку, чтобы генералы могли его связать: «Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поколотил, помял – и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать» .
Базаров умирает, заразившись тифом, но его смерть глубоко символична. Объяснить её можно по-разному. Во-первых, Время для воплощения его идей в жизнь еще не пришло. Во-вторых, нигилизм с его разрушительными представлениями был чужд России, поэтому у автора не остается иного выхода, как "убить" своего героя. Не случайно и то, что перед смертью у Бахарова происходит переоценка ценностей: он понимает цену любви, становится романтичнее. Именно приближение конца жизни дает ему возможность полностью раскрыться. Можно также вспомнить критика Добролюбова, который считал, что Базаров умирает оттого, что его большому таланту негде развернуться, чтобы применить свои силы.