Катаев изобразил Ваню Солнцева истощённым,худым подростком,который выглядел лет на 9-ть в свои 12-ть. Светлая,нечёсаная шевелюра,веснушчатое лицо и голубые,огромные глаза,в которых застыл ужас пережитого.Обладая живым характером и будучи смышлёным,не по годам ,Ваня тянулся к жизни,букварь в его сумке горит о тяге к знаниям.Повзрослев,в 12-ть лет и осознав всю тяготу лишений,Ваня не сломался,потеряв всю семью и дом,он нашёл дружную солдатскую семью,став сыном полка.Характер у Вани стойкий,он смог выжить в лесу,два года скрываясь от немцев.
Ваня обязательно поступит в Суворовское училище,станет лучшим учеником курса,юношей,с короткими белокурыми волосами,стройным и целеустремлённым.Большие голубые глаза ,с оттенком грусти ,смотрят вперёд,в будущее,когда он станет настоящим офицером и сможет рассказать о своих победах,на гордость капитану Енакинаеву,отдавшему жизнь за победу и светлое будущее Вани.
Одним из сильнейших произведений цикла является повесть «Станционный смотритель». Сюжет этой повести мог бы стать романом, поскольку действие продолжительно по времени, включает множество характеров и емких картин из жизни. Гениальность автора позволила передать все это в повести. Это повесть о человеке, живущем простой жизнью, в которую неожиданно вмешались обстоятельства.
Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.
Так зачем же Пушкин поднимает тему «маленького человека»? Просто он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Автор призывает читателя если не перестать их ругать, то хотя бы относиться к ним снисходительнее. Пушкин много путешествовал, видел много станций и смотрителей, и нередко находил в них добрых, умных и чутких людей. Итак, повестью «Станционный смотритель» А. С. Пушкин поднял новую для русской литературы тему «маленького человека». Отказавшись от парадной витиеватой речи и сюжета из жизни высшего общества, Пушкин взял за основу своей повести историю о жизни незаметного человека, каких миллионы. Простыми словами он поведал читателям историю незамысловатой жизни, которая вместила в себя любовь, радости, горести, трагедию, все то, в чем тогдашние его читатели таким людям отказывали. Вырисовывая нового героя, Пушкин не призывает ни с чем бороться, ни за что выступать, он просто описывает существующую ситуацию, обращает внимание читателя на «маленького человека», живущего рядом. Рассказывая о Самсоне Вырине, Пушкин ведет обычное повествование. Лишь сквозит в его словах легкая грусть.
Тема «маленького человека», поднятая Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Гоголь и Чехов. Сегодня эта тема не теряет своей актуальности, т. к. и сегодня вокруг нас живет множество маленьких людей, часто беззащитных и наивных, но добрых, делающих свое небольшое но нужное дело.