Жила в одном селении бабушка Чачакан-Чачакан. Как-то раз зимой пошла она к реке за водой. Подошла к проруби, видит — прорубь ледком затянуло. Пробила бабушка лёд, льдинки в сторону отвела и целое ведёрко воды зачерпнула. За ним и второе. А ведёрки у бабушки красивые были — из бересты, с узорами по закраинкам. Взяла бабушка оба ведёрка в руки, домой пошла. Да поскользнулась на гладком льду, упала у самой проруби и всю воду пролила. А утро морозное было. Пока бабушка охала да кряхтела, да вставать собиралась — подол-то у неё ко льду и примёрз. Никак бабушке не подняться. Смотрит — кто бы ей Поглядела она на солнце, которое только-только взошло, и спрашивает: — Солнце, солнце, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, я очень сильно. Да только меня чёрная туча закрыть может. Бабушка — к туче. — Туча, туча, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, у меня силы много. Да только меня ветер унести может. Бабушка — к ветру: — Ветер, ветер, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, я очень силен. Но мне гора может путь преградить. Глядит бабушка на каменную гору и спрашивает: — Гора, гора, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня человек расколоть может. Бабушка — к прохожему: — Человек, человек, не ты ли сильнее всех на свете? — Да, бабушка, я очень силён. Да только я огня боюсь. Бабушка — к огню: — Огонь, огонь, не ты ли на свете всех сильнее? — Да, бабушка, я очень силён. Да только меня вода залить может. Бабушка — к воде: — Вода, вода, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, я очень сильна. Да только меня земля выпить может. Бабушка — к земле: — Земля, земля, не ты ли всех на свете сильнее? — Да, бабушка, уж я-то наверное сильнее всех! Рассердилась бабушка: — Так отпусти ты мою юбку! Чего ты её держишь?! Дёрнула она своё платье — а оно уж оттаяло. Встала бабушка Чачакан-Чачакан на ноги, вёдра в руки взяла, набрала снова воды и домой пошла. Пришла. Внукам чай вскипятила. Чай пить сели. С бубликами. С сахаром. На свете так много интересного, правда, малыш? И обо всём нужно немедленно узнать: а почему? а отчего? а зачем?
1) Люблю я прыволле
Шырокіх палёў,
Зялёнае мора
Ржаных каласоў.
I вузкія стужкі
Сялянскіх палос —
Люблю цябе, поле,
Люблю я твой плёс.
Ігрушы старыя,
Што ў жыце шумяць,
Зялёныя межы,
Далёкую гладзь.
Люблю я дарогі,
Што леглі між гор,
Ўнізе пад гарою
Ручча разгавор.
2) Спявае лета над барамі,
Сасёнкі струнамі звіняць,
Гамоніць поле каласамі,
Шапоча ў кветках сенажаць.
Шумяць вятры ў гаях напеўна.
Адна рачулка ў чаратах
Бурчыць, варочаецца гнеўна,
Бы мулка спаць на камянях.
А можа, з навіны ў ахвоту,
Пакуль міне плацінаў строй,
Так напрацуецца да поту,
Што пара раніцой над ёй.
3)Вясновы вечар. На нагах маiх
За доўгi дзень, як зоры, цыпкi выспелi.
Апанаваная якiмiсь мыслямi,
На ўсходках ганка мама гоiць iх.
Вяршынкай мажа моўчкi, не ўшчуваючы,
Прыемны, мяккi халадок кладзе.
I раптам кажа: "Чуеш, у гняздзе -
Шчабечуць ластавачкi, засынаючы..."
Объяснение:
я не знала сколько надо.Ну все равно сделала.вот.
Прием в Сечь был прост — надо было сказать: «Верую в Христа, в святую Троицу» и перекреститься. На Сечи была церковь, куда казаки исправно ходили на службу, но о посте и слышать не хотели.
Законов на Сечи было мало, но они были слишком жестокими. Если казак проворовался, украл какую-нибудь безделицу, это считалось позором для всего казачества. Казака привязывали к позорному столбу и клали возле него дубину. Каждый, проходящий мимо, обязан был ударить его дубиной. Это продолжалось до тех пор, пока казак не умирал. Не платившего должника привязывали к пушке. Он сидел там до тех пор, пока кто-нибудь из друзей не выкупал его. Но больше, чем воров и должников, на Сечи не любили убийц. За убийство кара была жесточайшая: «Вырыли яму, пустили туда живого убийцу и сверх него поставили гроб с убиенным. Потом обоих засыпали землей» . .
Каждый из запорожцев готов был умереть за своего товарища и свое Отечество. Тарас Бульба, произнося речь перед боем, говорил казакам: «Нет уз святее товарищества» . Сам он именно так считал. Поэтому и убил своего сына Андрия, когда узнал, что тот предал товарищей и Отечество.
Казаки всему учились сами, «юношество воспитывалось и образовывалось в ней одним опытом, в самом пылу битв» . Главным занятием запорожцев была война. «Победить или погибнуть» — таков девиз казаков, который они писали на своем оружии.
И все же, мне кажется, что никакие исторические заслуги не могут оправдать жестокости казаков к своим же соплеменникам и к людям иной веры. Хотя и запорожцев никто не щадил: вспомним страшную казнь Остапа и Тараса Бульбы.
Запорожская вольница, непритязательный быт, разгульные обычаи, строгие законы закаляли и воспитывали казаков. Они становились храбрыми и бесстрашными, выносливыми и умелыми, защитниками веры и своего народа.