Рассказ Василия Белова “Скворцы” - это одновременно и рассказ о природе, и рассказ о маленьком мальчике, который лишен возможности бегать по улице и встречать весну, как остальные ребята. Семилетний Павлуня серьезно болен и ему нельзя ходить. Он почти неподвижно лежит на кровати, и его единственной отрадой становится открывающийся за окном вид.
Павлуня любуется наступившей весной, с радостью воспринимает прилет скворцов в новый, только что сделанный отцом скворечник. И когда скворцов постигает беда, мальчик, забыв о собственной болезни, спешит к ним на .
Он не может ничего изменить. Скворечник упал, яйца, отложенные скворцами, разбились, а сам мальчик от слабости и нервного потрясения падает в обморок. Но надежда остается. Остается надежда на то, что улетевшие скворцы вернутся может быть завтра. Остается надежда, что болезнь отступит и Павлуня вновь встанет на ноги.
Главные герои рассказа:
1)Павлуня. Мальчик 7 лет. Больной, несчастный, одинокий. Любит природу, любит животных.
2)Отец. Работящий, добрый, заботливый.
3)Мать. Несчастная, переживающая за сына, любящая.
Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развёртывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.
Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведёт сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший ещё в царских тюрьмах и на каторгах (старая революционная гвардия, не нашедшая общего языка с политикой большевизма в 30-е гг.); эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; баптист Алёша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов — характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключённых и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.