Стихотворение «Листок» было написано М. Лермонтовым весной 1841 года, после возвращения на Кавказ из двухмесячного отпуска, проведенного в Петербурге. Последние месяцы жизни были временем поэтического расцвета Лермонтова: глубокое переосмысление им своей жизни и его размышления нашли отражение в произведениях последнего периода. Впервые стихотворение было опубликовано уже после смерти поэта, в 1843 году, в журнале «Отечественные записки».
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темойстихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой»листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.
- освоение студентами терминологии, характеризующей специфику художественной литературы, понимание основных свойств художественного произведения (инструментальный кластер) - формирование сопрягать литературные факты с современным социальным контекстом ( мировоззренческий кластер) - развитие умений пользоваться при анализе литературного произведения сведениями из смежных наук: философии, социологии, психологии. (мировоззренческий кластер) - формирование различать компоненты произведения, устанавливать связи и взаимодействие между компонентами, формирование навыков анализа объективно-познавательной и субъективно-оценочной стороны произведения. (инструментальный кластер) - формирование различать национально-исторический, социокультурный и философский аспект в изучаемых произведениях анализировать связь между этими аспектами. (мировоззренческий кластер применять в анализе литературного произведения принципы сравнительно-исторического, генетического и системного методов литературоведения. (мировоззренческий кластер) - формирование навыков литературоведческих наблюдений над формой и содержанием произведений. (инструментальный кластер) - развитие интерпретировать связи и отношения между литературными явлениями , как в рамках отдельного произведения, так и в рамках различных эстетических общностей.(инструментальный кластер) - совершенствовать умение формулировать суждения о закономерностях изучаемых литературных явлений. (мировоззренческий кластер).
Антуан де - сент экзюпери написал замечательное произведение " маленький принц". в этом произведении рассказывается про маленького принца, который рассказал многое автору - лётчику. это произведение для взрослых и детей, как говорил сам писатель. ещё одна его цитата : я не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы. эта книга наполнена многими философскими мыслями, которые нам поменять своё мировоззрение. маленький принц нам взглянуть на мир совершенно другими глазами. этот рассказ можно перечитывать много раз, но все равно будешь открывать для себя что-то новое. в этом произведении мне запомнилась больше всего одна фраза : " самого главного глазами не увидишь. остро лишь одно сердце ". эта фраза правдивая и правильная, впрочем как и все остальные. ещё этот рассказ о дружбе, о любви. о дружбе маленького принца с лисом, о любви мальчика к его единственной розе. все моменты книги напрямую связаны с моментами нашей жизни, поэтому это произведение актуально и по сей день. в начале рассказа нами говорится о неудачной попытке автора начать карьеру художника. какой следует вывод? надо заниматься тем, что тебе нравиться и не смотреть на мнение других людей. также в этом произведении затрагивается проблема того, что взрослые не понимают детей и перестают радоваться жизни. взрослые скучные, занудные, им интересуют одни цифры, а конкретнее, деньги. детям это не важно. дети просто так смеются, просто так радуются, и. взрослые не понимают их. надо радоваться всегда, ведь жизнь - это постоянное счастье. вот что нам показывает антуан де - сент экзюпери. в этом произведении можно найти подсказки и советы на все случаи жизни, надо только их внимательно разглядеть. вот почему мне нравиться произведение " маленький принц". подробнее - на -
В центре произведения – судьба одинокого, не находящего покой человека. Образ листка как символа изгнанника был широко распространен в европейской литературе эпохи романтизма. Основной темойстихотворения, относящегося к философской лирике, являются поиски одинокой душой спокойствия и душевного тепла в реальном мире. На автобиографичность произведения указывают направление движения листка на юг (для Лермонтова это был Кавказ) и тот факт, что листок, оторвавшись «от ветки родимой» отправился скитаться не по собственной воле, а «жестокою бурей гонимый». Листок символизирует трагически одинокого человека, оторванного от своих корней, в чужом мире.
Стихотворение является элегией по жанру; в нем отчетливо звучат мотивы личных переживаний лирического героя – тоски, страдания и одиночества.
Произведение сюжетно, в нем раскрывается история странствующего вдали «от отчизны суровой»листка. Композиция «Листка» построена на противопоставлении центральных образов – дубового листка и чинары. Прием антитезы усиливает конфликт между ними: листок – желт и засох, а чинара – изумрудного цвета и свежа; он подвижен, а она статична; он пылен, а чинара чиста (ее корни омывает море). Листок представлен странником, чинара же нигде не была. Чинара дружит с окружающим миром, живя в гармонии с морем, солнцем и ветром. Для листка окружающий мир враждебен: солнце сушит его, ветер несет, а море сулит гибель.
В стихотворении ярко прослеживается романтический конфликт реальности, столь суровой для листка, с теплым, почти сказочным миром чинары. Много повидавший на своем веку («Немало я знаю рассказов мудреных и чудных») лирический герой («бедный дубовый листочек»), стремясь избавиться от мучительного одиночества и тоски, просит принять его таким, какой он есть, молит чинару о сострадании: «Прими же пришельца…».
В образе «младой» чинары Лермонтов аллегорически выразил тему любви. Красивая внешне - высокая, с изумрудными листьями - чинара живет в своем самодостаточном мирке, не желая знать ничего, что происходит за его пределами: «Да к чему мне эти небылицы?». Поэт противопоставляет внешнюю красоту чинары ее бездушному внутреннему миру: эгоистичная и равнодушная чинара глуха к страданиям других и не на сопереживание.