У многих народов сохранились эпические произведения, которые тесно связаны с мифологией. Русский народный эпос – былины. Это эпические песни, сложенные в Древней Руси, отражают историческую древность, относящуюся главным образом к 11 – 16 векам. Раньше они назывались старинами, старинушками, старинками. Слово “былина” вошло в обиход с середины 19 века. К середине 20 столетия былины почти исчезли из устного репертуара народа и продолжали жить на страницах книг.
Исполнять былины мог не каждый. Сказителями были особо талантливые люди с отличной памятью. Обычно почетное дело – сказывать былину – поручалось людям преклонного возраста, от 60-65 лет, с большим жизненным опытом. В Древней Руси сказители пользовались почетом и уважением, их мастерство в исполнении былин часто передавалось от родителей к детям и было достоянием семьи. Перенять от отца дар рассказчика, запомнить сюжеты былин и придумать что-нибудь свое, новое было большим счастьем для молодых. Вокруг сказителей всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и большим вниманием переживали истории богатырей. Особенно часто исполнялись былины долгими зимними вечерами, когда в крестьянской жизни наступало затишье. Былины не пелись, а сказывались – произносились речитативом. Песня звучала медленно, плавно, нараспев.
Речитатив – это напевная речь в вокально-музыкальном произведении, чтение нараспев.
1)Пусть начнется же эта песнь по былям нашего времени 2)Страсть князю ум охватила,и желание отведать Дону Великого заслонило ему предзнаменование 3)Седлай же, брат, своих борзых коней, а мои готовы уже, оседланы у Курска 4)Спозаранок в пятницу потоптали они поганные полки половецкие 5)Быть грому великому,идти дождю стрелами с Дону Великого! 6)В княжеских крамолах жизни людские сокращались 7)На третий день пали стяги Игоревы 8)Тоска разлилась по русской земле 9)А Святослав смутный сон видел в Киеве на горах. 10)Великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное 11)На Дунае Ярославин голос слышится 12)Игорю-князю Бог путь указывает из земли половецкой на землю Русскую
Евгений Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых лишних людей. Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он “до времени созрел”, стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века—“хандру”. Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство — любовь — не воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Он в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Неслучайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной “привычкам милой старины”. Характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все:
Она влюбляла ся в обманы
И Ричардсона, и Руссо.
Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в ней нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена:
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным.
Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: “...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем”. Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Героиня находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви.
Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил “вольность и покой”, был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в “высшем свете”. За это время она сильно меняется. “Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы” рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в “высшем свете” она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу:
...Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм.
Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее облик таким привлекательным.
Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни.
Сам поэт считал образ Татьяны “идеальным” образом русской женщины.