Первые 10 лет своей жизни Салтыков живет в родовом имении отца, где получает начальное домашнее образование. Первыми учителями будущего писателя были старшая сестра и крепостной живописец Павел.
В 10 лет Сатлыков был принят пансионером в Московский дворянский институт, где провел два года. В 1838, как один из отличнейших учеников, был переведен казеннокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. В лицее начал писать стихи, но позднее понял, что не обладает поэтическим даром и оставил поэзию. В 1844 окончил курс в лицее по второму разряду (с чином X класса) и поступил на службу в канцелярию Военного министерства. Первое штатное место секретаря, получил только через два года.
Литература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлекаясь в особенности Жорж Санд и французскими социалистами (блестящая картина этого увлечения нарисована им тридцать лет спустя в четвёртой главе сборника «За рубежом»), но и писал — сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках» 1847), потом повести «Противоречия» (там же, ноябрь 1847) и «Запутанное дело» (март 1848).
Костя рассказывает про Гаврилу, слободского плотника, который однажды повстречался с лесной русалкой и с тех пор «невеселый ходит» . Еще он передал слух, что Акулина сама в речку кинулась, потому что ее обманул полюбовник, и что в этой речке утонул мальчик Вася
Павлуша говорит о «предвиденье-то небесном», что ждали Тришку, который с горы шел, а это оказался их бочар. Рассказывал про воров, которые утопили лесника Акима. И что когда он пошел воды набрать у речки, то его звал Васин голос
Федя рассказал, что приехал в Бежин луг ради забавы ночью.
Ваня ничего не рассказывал.