Бабушка ведет себя смело и решительно, в отличие от деда:
— Евгенья, снимай иконы! Наталья, одевай ребят! — строго, крепким голосом командовала бабушка, а дед тихонько выл: — И-и-ы...
...накинув на голову пустой мешок, обернувшись попоной, она бежала прямо в огонь и сунулась в него, вскрикивая:
— Купорос, дураки! Взорвет купорос...
— Григорий, держи ее! — выл дедушка. — Ой, пропала...
Бабушка дает указания, кому и что делать:
— Отец, лошадь выведи! — хрипя, кашляя, кричала она. — Снимите с плеч-то, — горю, али не видно!..
— Амбар, соседи, отстаивайте! Перекинется огонь на амбар, на сеновал, — наше всё дотла сгорит и ваше займется! Рубите крышу, сено — в сад! Григорий, сверху бросай, что ты на землю-то мечешь! Яков, не суетись, давай топоры людям, лопаты! Батюшки-соседи, беритесь дружней, — бог вам на
Дед выполняет её распоряжения:
...дедушка выпустил повод из рук и отпрыгнул, крикнув: — Мать, держи!
Бабушка и сама не боится, и других успокаивает:
Она бросилась под ноги взвившегося коня, встала пред ним крестом; конь жалобно заржал, потянулся к ней, косясь на пламя.
— А ты не бойся! — басом сказала бабушка, похлопывая его по шее и взяв повод. — Али я тебя оставлю в страхе этом? Ох ты, мышонок...
Бабушка вела себя на пожаре геройски, проявила смелость, выдержку и находчивость. Дед же растерялся, был в отчаянии, он выполнял приказания бабушки.
Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наиболее ярко выразилась в сопоставлении образов главных героев произведения — Евгения Онегина и Татьяны Лариной. Сильные люди, чувствующие себя чужими и одинокими в «ветоши маскарада», праздной суете жизни того времени, они были достаточно умны, чтобы понять несовершенство, пустоту светской жизни и отвергнуть ее. Однако несхожесть воспитания и различие в путях достижения целей определили несхожесть их мнений и оценок многих событий.
Онегин в свое время получил обширное, хоть и поверхностное образование и очень рано испытал на себе влияние «света» с его бесплодной и пустой суетой. Сам незаурядная личность, Онегин предъявляет завышенные требования и к окружающему миру, но вскоре понимает всю ничтожность, «видимость» жизни «высшего света». Пресытившись страстями и удовольствиями, Онегин презирает и отторгает от себя серость и заурядность «света». Пытаясь что-то найти взамен и победить охватившую его хандру, Онегин пробует обратиться к книгам. Он ожидает найти в них совесть и смысл, но находит лишь скуку, обман или бред. Онегин не пытается ни изменить общество, ни построить свой собственный, яркий и интересный мир. Отвергающий светскую жизнь, но в то же время слишком зависимый от нее, Евгений нашел временный выход: замкнулся, стал угрюмым, спрятался за броней насмешек. Однако, отделившись от всего света, живя только собою, Евгений стал эгоистом, не принимающим во внимание чувства и переживания других людей. Именно это невнимание наряду с привязанностью к общественному мнению приводит к катастрофе — дуэли и убийству Ленского, а вслед за этим — к тяжелой душевной драме от понимания своего несоответствия своим же идеалам.