В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» речь идет о 30-х годах. Ребятишки, запечатленные на фотографии, выглядят «бедновато, слишком бедновато». В школе нет ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Фотографирование воспринималось как «неслыханно важное событие».
Но под пластом бедности — материальной и духовной — живет и пробивается наружу другое, что не дает душе очерстветь и что делает человека стойким перед лицом испытаний. С каким чувством вспоминает рассказчик о любви бабушки к цветам или к украшению зимних окон!
Но главное в рассказе — это человеческие характеры и отношения между людьми. Бабушка может обругать внука за непослушание, выговорить деду за то, что тот заспался, замешкался. Но она же всю ночь напролет проведет с больным мальчиком; брань ее незлобливая, ворчливая, добродушная, и нет сомнения в том, что это человек с золотым сердцем. Ее своеобразная, певучая, яркая речь свидетельствует о подлинно народном характере.
Конечно, в деревне есть и пьяницы, и «ненадежные люди». Но не они определяют нравственную атмосферу жизни. И ребятишки иногда могут поссориться, подраться, но это ненадолго, и их скрепляет дружба и взаимная забота. Особенным уважением пользуется учитель — не только за свои знания, но и за то, что сам уважает каждого, взрослого и ребенка, и сам готов поучиться даже у ребят. С большим тактом крестьяне проявляют любовь к нему: то тайком сгрузят у его крыльца воз дров, то «забудут» в его избе крынку молока или сметаны, то беременной жене.
Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности. «Деревенская фотография — своеобразная летопись нашего народа, настенная его история». Заурядный случай, происшедший с деревенским мальчишкой писателю поставить вопрос о непреходящей исторической памяти народа.
«Дала данышпаны» ретінде танылған Асан қайғының рухани мұралары халық санасында сақталған.Асан қайғы жөніндегі аңыз- әңгімелер мен әр түрлі алуан деректерді біршама қалыпқа түсіріп, құнды пікірлер жазған академик- жазушы М. Әуезов болды. « Бұл тарихта болған адам. Бірақ, тірлік еткен заманы Жәнібек ханның тұсы дегені болмаса, дәлді кім еді, қай ортадан шығып еді, қандайлық еңбек, әрекет етіп, қандай өмір шегіп өтіп еді. Бұл жайынан ешқайсынан дәл дерек жоқ». Асан қайғының саяси іс-әрекеттері төңірегінде қалам тартқан академик Ә. Марғұлан болды. Ғылым, « Асан қайғы» деп аталуы – халықтың қамын көп ойланған екендігін айтады.
Татьяна Ларина борется сама с собой. С одной стороны, она по-прежнему любит Онегина, а с другой стороны — понимает, что влюблена в убийцу Ленского. Татьяна осознает, что Онегин не тот герой, которого она нарисовала себе в своем воображении и в своих мечтах, а человек, не на сострадание, несущий боль и слезы другим.
В самом же Онегине внезапно пробуждаются чувства к Татьяне, он видит скрытую силу в этой женщине. Далее следует разлука героев.онегин уезжает путешествовать. Вернувшись, он на балу встречает Татьяну, но это уже совершенно другая женщина. Она замужем за важным генералом, но дело даже не в этом. Она изменилась и внешне и внутренне: стала «равнодушною княгиней, неприступною богиней». Роли поменялись, .и теперь Онегин страдает и ищет свиданий с ней. Но время упущено, и вернуть невозможно. Теперь уже Онегин пишет страстное письмо, но ответа нет. При встрече Татьяна холодно говорит : « Я вас меня оставить». «Как будто громом поражен» стоит Онегин, он отвергнут, не нужен. Однако Татьяна не скрывает того, что до сих пор любит Онегина. Но отношения между ними считает невозможными — она глубоко порядочна и относится с уважением к своему мужу.
Роман «Евгений Онегин» — это в том числе романтическая история несчастной любви. История трагическая и поучительная.