Речь идет о двух молодых людях, поручике Пирогове и художнике Пискареве, которые прогуливались по Невскому проспекту и ухлестывали за дамами. Художник пошел вслед за красоткой и попал в публичный дом, понял , что девушка ведет не праведный образ жизни.Отныне он теряет покой, видит ее во снах, начинает принимать опий,пытается уговорить ее оставить грешное дело. В результате его находят с перерезанным горлом в его квартире, хоронят и на похоронах нет его друга Пирогова. А Пирогов попал в другую историю, он прогуливаясь по Невскому, преследовал блондину и попал в дом жестянщика Шиллера, который в сильном опьянении просит друга сапожника отрезать ему нос. Пирогов мешает сапожнику сделать это. На утро он возвращается в этот дом и понимает , что дама за которой он волочился это жена Шиллера. Он начинает осаждать ее ухаживаниями , целует ее и это видит муж, который со своими дружками грубо наказывает поручика.А уже вечером поручик успокаивается и танцует мазурку. В конце Гоголь говорит о том , что все может произойти под обманным светом фонарей Невского проспекта.
Путь Лермонтова- прозаика был очень коротким. Но по значитальности и ценности достингнутого, по значению для будущего русской литературы его проза предстаяляет исключетельное явление. Лермонтов обратился к прозе, в совершенстве овладев романтическим напрвлением, испытав свои силы в драматургии. Лермонтов хотел показать в реальной обстановке героя своего времени - человека мысляшего, талантливого, но искалеченного средой. Так возник замысел "Герой нашего времени"ю Роман состоит из пяти расскажов и повестей. В единое целое объединяет их не только один герой, но и одна идея. Расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, дает возможность сильнее заинтересовать читателей Печориным и его судьбой, постепенно раскрыть во всем противоречивости и сложности его характера. Каждая последующая часть дополняет и в чем-то изменяет представление о Печорине. Впервые мы узнаем о Печорине от Максим Максимыча. И оттого, что историю Бэлы и Печорина рассказал человек простой, добрый, искренний, прямой, ещё сильнее ощущается трагическая опушенность Печоринаю. Лермонтов остается большим художником слова и в лирических описаниях, и в повествовании, и в диалоге, и в исполненных сарказма сценах.