Стихотворение Михаила Лермонтова «Парус» хоть и небольшое, но несет в себе глубокий смысл. В каждой строке автор раскрывает всю противоречивость современного ему общества, удачно используя антитезу: страна далекая-край родной, «играют волны-ветер свищет», лазурные воды-туман моря. Весь текст пропитан противоречивостью, свойственной современности поэта.
Под главным лирическим героем стихотворения можно понимать как все общество в целом, так отдельных людей. Но это необычные представители социума того времени, а личности, чей долг и предназначение в этой жизни - бунт, борьба и ежеминутное стремление к переменам, поиску лучшей жизни. Они отказываются от комфорта привычной повседневности, не смиряются с действующим строем и вступают в антагонизм с существующей властью. Покой не для них и ни «счастия» они ищут.
В поиске от одиночества, «парус» готов отринуть, казалось бы, райское существование («под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…») и пуститься на поиски «мятежной», но деятельной жизни.
Главным мотивом стихотворения Лермонтова «Парус» выступает поиск себя как личности, отказ от спокойной жизни и смирения. Автор призывает не сидеть, сложа руки, а каждому искать свою «бурю разбудить в человеке личность, побудить его к активной жизненной позиции.
Идейный смысл «Вечеров на хуторе близ Диканьки» определялся народно-демократическими взглядами Гоголя. Эти взгляды складывались у писателя под воздействием освободительного движения, всего социально-бытового окружения, а также устной поэзии и прогрессивной литературы. Демократизм Гоголя укреплялся и его дальнейшими наблюдениями над бытом помещиков. Вскоре после завершения «Вечеров» , находясь в Васильевке (июль 1832 года) , он извещал поэта И. И. Дмитриева: «народ беден» , а помещики, у которых «капиталов нет, счастливая мысль дремлет» , «рыскают с горя за зайцами» .
Отражая народные представления и собственные мечты о справедливых, разумных социальных отношениях, об идеальном человеке, прекрасном физически и нравственно
родителям по дому, завести младшую сестричку в сад, сходить в магазин, поднести тяжелые сумки старенькой соседке… Того, кто считает это нормальным и естественным, можно назвать добрым человеком.
Люди, не несущие в своей душе злости, благосклонно относятся к тем, с кем общаются. Они не заостряют внимания на несовершенстве характеров окружающих и на некоторых мелких проступках. Добрым можно назвать того, кто видит в своих собеседниках только хорошие качества, кто искренне сочувствует горю человека и радуется победам и удачам других людей.
Человек, обладающий этим прекрасным душевным качеством, всегда готов придти на всем нуждающимся. Он любит природу, животных, весь окружающий его мир и, конечно, людей. Быть добрым подразумевает не только совершение хороших поступков. Это значит не уметь и не желать плохо отзываться о других людях и делать им зло.
Добрый человек порядочен и честен. Он уважает себя и других людей, а также несет ответственность за все свои дела. Добрым можно назвать того, кто совершает хорошие поступки без всякой корысти для себя.
К сожалению, сегодня мир становится все более жестоким. Люди забывают о существовании моральных норм и о своем земном предназначении – творить добро. Утраченная с годами духовность общества не позволяет каждому из нас тому, кто попал в беду, искренне отблагодарить за проявленное внимание и видеть в окружающих нас людях только положительные черты. Мы должны воспитывать доброту в своем сердце, относиться ко всем с радостью и любовью, стараться совершать только хорошие поступки. Это непросто. Однако на добрых людях держится весь мир и то, чем мы дорожим в этой жизни.