Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами» , которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители» . Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило.
Ну вот всё что я знаю про этот рассказ! Сюжет прост и незамысловат с одной стороны, с другой - сложен потому что речь о людях, о человеке, о душе. Герой рассказа - подручный кузнеца, бедный мужичок, сам он еще не стар, но так как болен туберкулезом (чахоткой) стал похожим на старика. От роду имел имя Ефим, а в народе - Юшка.
В рассказе Платонов довольно четко выводит образ Юшки. Он и болен, и худой, и почти совсем ничего не видит, ослеп, слабенький, но при всем этом есть в этом субтильном человеке какая-то энергия, заставляющая его работать в полную силу, от зари до ночи. И его стремление выполнять все по плану, встать утром ранним, в кузнице поработать, воду натаскать и т. д. Плохонько одетый, аки нищий. И брючины его старые и прожженные и одежда вся ветхая, и вид его весь жалобный и взывающий к состраданию. Эдакий образ юродивого, хотя умом он всецело здрав, дети его обижают и дразнят на улице, жестоко порой. Камни в него бросают, задирают ветками. Он старался быть незаметным, молча проходил мимо. Взрослые куда дальше пошли и ярлыки ему приклеили и даже "животным" кликали. Да Вы просто почитайте рассказец. =))) Оказалось, что не просто убогий жалкий человечек, Юшка благороден и девочку сироту когда-то подобрал, отправил обучать в приют и деньгами А девочка выросла и стала врачом и решила вернуться в село и вылечить больного Юшку. Дочь доброго Юшки, так ее называли, она не брала денег за лечение больных и была сердцем добра. Платоновский рассказ на сострадание, на пробуждение в людях жалости, на понимание себя, распознавания, дрогнет сердце или нет при прочтении, есть ли в нас человеческая крупинка милосердия и доброты. Вот ради чего писал Платонов.
Дату создания в сети можно найти, по моей памяти это период 1935-1937 г. рассказ. Точно не в курсе. Возможно предпосылками создания рассказа стала его личная трагедия. Его сын был арестован и находился в заключении, а вернулся оттуда больной туберкулезом и впоследствии умер. Но это только предположение по поводу предпосылок.
Икон на Руси создавалось много. Их писали не только в развитых центрах русских земель, но и на окраинах, так как потребность в иконе всегда была очень велика. Как часть Церкви и часть богослужения икона сопутствовала жизни русского христианина на всех его путях. Немыслим без иконы православный храм, немыслимо без образа и русское жилище. Во всех его помещениях находились иконы. В домах нередко имелись особые молельни со множеством образов. В жилых комнатах непременно был красный угол с постоянно теплящейся лампадой или свечой. Из поколения в поколение переходили семейные иконы - моленные или благословенные, памятные, венчальные.. . Особо чтимые иконы «поднимали» во времена военной опасности и стихийных бедствий, а также в благодарность за особую милость Божию. Вход в город, село или монастырь освящался иконой, которая поставлялась на ворота, с чем нередко связаны и их названия: ворота Никольские Знаменские.. . Входные двери в дом освящались Деисусом, иногда-крестом. Икона участвовала в военных походах, входила в состав походной церкви. Создавались и небольшие походные иконостасы в виде складней-для молитвы в пути, для охранения. Свои чтимые иконы имели и трудовые артели, все дела которых начинались молитвой «у образа» .