Характерные черты критического реализма:
•достоверное воспроизведение действительности,
•особый интерес к социальной тематике
•субъективность в работах данного направления
Для русских критических реалистов характерно изображение страдающего народа, угнетённого бременем крепостного права. Народность - вот основная идея русского критического реализма 19 века.
А. С. Пушкин - по истине главный реалист 19 века в России. Его произведения "Капитанская дочка", "Борис Годунов" известны всем. Среди других знаменитых работ, относящихся к этому жанру небезызвестные "Мёртвые души" Н. В. Гоголя, "Отцы и дети" И. В. Тургенева . Социалистические реалисты: М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Некрасов, Н.Г. Чернышевский и др., в своих произведениях порицают крепостнический строй России.
Изобразительное искусство в данную эпоху охватило такое направление как натурализм. Натуралистические произведения также раскрывали болезненные стороны общества 19 века. В этот период возникло знаменитое товарищество передвижных выставок. Знаменитые художники, известные в данный период: И. И. Шишкин, В. Г. Перов, Г. Г. Мясоедов, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, , Ф. А. Васильев.
Таким образом, основная заслуга критического реализма заключалась в том, что он показал всему миру трагичность положения народа. Именно благодаря данному течению общество по-новому взглянуло на социальные проблемы того времени и это, в свою очередь, дало толчок к новым социальным революциям и движениям.
В романе Толстого «Война и мир» главной, основной и любимой для автора мыслью, пронизывающей все главы романа от его начала до эпилога, была «мысль народная» . Эта мысль живет не только в каждом герое, в каждой большой сцене романа «Война и мир» , но и в каждом эпизоде, в каждой детали. Толстой пытается показать народ не как большую группу людей, а как единое и неделимое целое, одухотворенное своей собственной, непонятной для многих дворян жизнью, своими мыслями, целями, качествами. По замыслу Толстого главной причиной победы русских, в 1812 году и была эта «мысль народная» , это единство народа в борьбе с завоевателем, его поднявшаяся огромная непоколебимая сила, дремлющая до времени в душах людей, которая своей громадой опрокинула врага и заставила его бежать.
Причина победы была и в справедливости войны против завоевателей, в готовности каждого русского встать на защиту родины, в народной любви к своему отечеству. В романе «Война и мир» этот единодушный порыв русских становится как бы еще сильнее на фоне блистательно изображенного Толстым высшего света, полного интриг, сплетен, корыстных интересов, многие представители которого не понимают опасности и того трудного положения, в котором находится народ, и не видят или не хотят видеть, как народ единодушно поднимается на борьбу. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» . Так показана «мысль народная» в действии.
Евгений безупречно владел французским языком, что всячески поощрялось в среде русского дворянства того времени. Что же касается родной культуры, традиций, то этим герой интересовался очень мало.
Владимир Ленский – утонченная романтичная натура. Он, как и Евгений, был довольно умен. Известно, что обучался Владимир в Геттингенском университете в Германии. Герой увлекался философией Канта и поэзией. Здесь прослеживается авторский намек на то, что Ленский – идеалист. Но глубиной суждений герой все же не отличался. Поэтому, возможно, что все его высокие романтичные порывы объясняются юношеской пылкостью и чувственностью натуры. Ведь Владимиру Ленскому всего лишь 18 лет. В этом возрасте многие пишут несложные любовные стихи.
Характер Евгения Онегина сложен и неоднозначен. Он умеет вести себя в обществе поддержать любую беседу, искусен в любви, изворотлив в поступках. Евгений рано обучился мастерству лицемерия и лести, поэтому хорошо вписывался в круг «золотой молодежи». Но в глубине души такой жизни ему был противен. Герой стремился найти в жизни хоть что-то настоящее. Но душевные порывы разбивались о его «постылые» привычки. Именно так он объясняет и свой отказ Татьяне Лариной. Он смог разглядеть в той девушке чистую настоящую душу, но не смог взять за нее ответственность.
Владимир Ленский – юный романтик, идеалист-теоретик. Он неплохо знаком с трудами иностранных философов, но далек от настоящего понимания родной культуры. Его можно сравнить с красивым цветком, лишенным корня. Он красив лишь временно: под тяжестью малейшего ветерка он будет сломлен.
Евгений Онегин не любит среду, в которой живет. Но не верит в то, что может что-то изменить. Поэтому словно мстит обществу своим цинизмом.
Евгений Онегин – представитель «лишних людей» в литературе. Они везде чувствуют себя чужаками, виня в этом лишь общество. Хотя во многом виноваты сами. Евгений Онегин не привык добиваться чего-то тяжким трудом, поэтому и отыскать свои идеалы просто ленится.
Евгений Онегин и Владимир Ленский во многом похожи: оба принадлежат к высшему столичному обществу, умны, начитанны. Но все-таки они являются антиподами. Образ Владимира Ленского оттеняет образ главного героя, позволяя узнать его лучше.