Стихотворение написано в 1930 году и посвящено сестре. Тема: приезд на родину и встреча с сестрой («Наступил нашей встречи срок,»). Идея: родные края навевают воспоминания о юности («Юность мчится навстречу нам,)
Сравнения: Рыжим ветром шумят костры, всходит вода ясней / Звонкой радугой окуней.
Эпитеты: Косяки тяжелых белуг. Молчаливая тень печаль остра, постаревший дом
Метафоры: Льнут к окну твоему облака,
поскрипывает, чуть слышна, /Половицами тишина.
синие стрелы щук
Юность мчится во весь опор /На крутых степных лошадях.
Лексический повтор:
Отвори, отвори окно!
Утро, утро, сестра, встречай,
Олицетворение: пьяные тополя,
Всходит рыжею головой / Раньше солнца подсолнух твой.
Стихотворение состоит из 56 строк, не разбитых на строфы. Рифмовка парная. Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Лирический герой - это образ самого автора, который осенью 1930 году приехал навестить родных в Омске.
Павел Васильев. Так мы идем с тобой и балагурим...
13 декабря 1930 года. Стихи посвящены Галине Анучиной - жене поэта.
Тема: прогулка с любимой девушкой по вечернему городу. (Так мы идем с тобой и балагурим. )
Идея: лучшая "находка" - это любовь. (Тебя ли я нашел, / Как звонкую подкову на дороге, \ Поруку счастья? )
Эпитеты: окраинная троица садов; в повечеревших водах.
Метафоры: Былого стертых не ищи следов; Нас встретит благовестью листьев тополиных окраинная троица садов; Закат плывет в повечеревших водах.
Олицетворения: Устали звезды говорить о боге.
Сравнения: старый Омск нам кажется знакомым, Как старый друг, оставленный в степях. Тебя ли я нашел, Как звонкую подкову на дороге?
Риторические восклицания: Любимая! Легка твоя рука!
Риторические вопросы: И самой лучшей из моих находок Не ты ль была? Тебя ли я нашел, Как звонкую подкову на дороге, Поруку счастья?
Инверсия: Былого стертых не ищи следов.
Стихотворный размер - пятистопный ямб. Стихотворение состоит из 19 строк, не разделенных на строфы.
Рифмовка первых 12 строк - перекрестная, последние 7 строк рифмуются как аабвввб.
Образ лирического героя - это образ самого автора, т.к. стихотворение автобиографично.
Однажды служившему на Кавказе офицеру Ивану Жилину пришло письмо от матери, в котором она просила его приехать домой в отпуск. Отпросившись на службе, Жилин и провожающий его офицер Костылин отправились в путь. Недалеко им пришлось отойти, когда напали татары и взяли их в плен, они оказались у Абдулы, который заковал пленников в кандалы и поселил в сарае.
Державший русских у себя татарин, перекупил их за долг и теперь, желая вернуть свои деньги, заставил их писать письма родным и просить заплатить выкуп. Жилин сторговался за себя на пятьсот рублей, но в письме специально указал другой адрес, так как знал, что матери негде взять такие деньги. Спустя месяц проживания в сарае, Жилин подружился с хозяйской дочкой – Диной, он мастерил для неё кукол, а она таскала ему тайком еду. Жилин знал, что выкупа не дождется, а потому стал рыть подкоп из сарая.
Улучив удобный момент, они с Костылиным собрались бежать, Жилин все продумал, подкормил хозяйскую собаку, заранее сходил на гору, чтоб узнать маршрут и в заветный час был готов к побегу. Но из-за того, что у Костылина стерлись сапоги, он не мог идти и Жилину, пришлось тащить товарища на себе, но побег не удался, татары услышали их и вопреки попыткам офицеров спрятаться в лесу, пустили по их следу собаку. Пленники снова были схвачены и на сей раз посажены в глубокую яму. Костылин сдался, но Жилину было невыносимо жить в неволе, и он продумывал новый план побега. Ему давняя приятельница Дина, однажды вечером, она пришла к яме и сообщила, что пленникам грозит смерть и тогда Жилин уговорил её принести длинную палку, чтобы он смог выбраться из ямы. Девочка послушалась и с её пленник оказался на воле, Костылин на новый побег не решился и простившись с товарищем, остался дальше коротать свои дни в заточении. Жилин пустился бежать из последних сил, колодка на ногах мешала ему, но он решил не сдаваться и продолжать путь. Успешно миновав опасность, он добрался до лагеря русских и был через месяц Костылина тоже выкупили и привезли еле живого, Жилин больше не думал о возвращении в родной дом и остался служить на Кавказе.