Notre Dame Silentium Адмиралтейство Айя-София Актер и рабочий "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..." "Бесшумное веретено..." "В морозном воздухе растаял..." "В непринужденности творящего обмена..." "В огромном омуте прозрачно и темно..." "В Петрополе прозрачном мы умрем..." "В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа..." "Вечер нежный. Сумрак важный..." "Возьми на радость из моих ладоней..." "Вооруженный зреньем узких ос..." "Вот дароносица, как солнце золотое..." "Все чуждо нам в столице непотребной..." "Вы, с квадратными окошками..." "Где связанный и пригвожденный стон..." "Да, я лежу в земле, губами шевеля..." "Дано мне тело - что мне делать с ним..." Декабрист "Довольно кукситься!..." "Если утро зимнее темно..." "Еще не умер ты, еще ты не один..." "Жизнь упала, как зарница..." "Жил Александр Герцович..." "За гремучую доблесть грядущих веков..." "За Паганини длиннопалым..." "За то, что я руки твои не сумел удержать..." "Заблудился я в небе..." Зверинец "Звук осторожный и глухой..." Змей "Золотистого меда струя из бутылки текла..." "И поныне на Афоне..." "Из омута злого и вязкого..." "Из полутемной залы, вдруг..." "Как кони медленно ступают..." "Как по улицам Киева-Вия..." "Как светотени мученик Рембрандт..." "Как этих покрывал и этого убора..." Калоша Кассандре "Когда в теплой ночи замирает..." "Когда мозаик никнут травы..." "Когда на площадях и в тишине келейной..." "Когда октябрьский нам готовил временщик..." "Колют ресницы, в груди прикипела слеза..." "Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи..." "Куда как страшно нам с тобой..." Ленинград "Люблю морозное дыханье..." Мадригал ("Дочь Андроника Комнена...") "Мастерица виноватых взоров..." Меганом "Мне Тифлис горбатый снится..." "Мне холодно. Прозрачная весна..." "Мой тихий сон, мой сон ежеминутный..." "Мороженно! Солнце. Воздушный бисквит..." "Мы живем, под собою не чуя страны..." "На меня нацелилась груша да черемуха..." "На розвальнях, уложенных соломой..." "На страшной высоте блуждающий огонь!.." Нашедший подкову "Не веря воскресенья чуду..." "О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала..." "О свободе небывалой..." "Обиженно уходят на холмы..." "Образ твой, мучительный и зыбкий..." "От вторника и до субботы..." "Отравлен хлеб, и воздух выпит..." Петербургские строфы "Пою, когда гортань сыра..." "Природа - тот же Рим и отразилась в нем..." "Пусти меня, отдай меня, Воронеж..." "Пусть имена цветущих городов..." "Разрывы круглых бухт, и хрящ, и синева..." Раковина Рим "С веселым ржанием пасутся табуны..." "С миром державным я был лишь ребячески связан..." "Сегодня ночью, не солгу..." "Сохрани мою речь навсегда..." "Среди лесов, унылых и заброшенных..." "Среди священников левитом молодым..." Стансы ("Я не хочу средь юношей тепличных...") Сумерки свободы "Сусальным золотом горят..." "Твое чудесное произношенье..." Телефон "Темных уз земного заточенья..." "Только детские книги читать..." "Тянется лесом дороженька пыльная..." "Убиты медью вечерней..." "Умывался ночью на дворе..." "Холодок щекочет темя..." Чарли Чаплин "Что поют часы-кузнечик..." "Эта ночь непоправима..." "Это какая улица?.." "Я буду метаться по табору улицы темной..." "Я вздрагиваю от холода..." "Я вижу каменное небо..." "Я должен жить, хотя я дважды умер..." "Я к губам подношу эту зелень..." "Я наравне с другими..." "Я не увижу знаменитой Федры..." "Я ненавижу свет..." "Я около Кольцова..." "Я скажу это начерно, шопотом..."
Набери в поисковике "стихи Мандельштама", там будет огромный список, почитай некоторые и сам выбери, ну например, потому что тебе понравились фразы поэта или то, что там описывается. что сложного?
Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и осознание тех ничем невосполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны — это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности. Тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям “свыше”, должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.
Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941-му году предшествовали страшный 1929-й год — год “великого перелома”, когда за ликвидацией “кулачества как класса” не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, — и, может быть, еще более страшный 1937-й год.
Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть В. Быкова “Знак беды”. Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне: “Обелиск”, “Сотников”, “Дожить до рассвета” и другие. После “Знака беды” творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как “В тумане”, “Облава”.
В центре повести “Знак беды” — человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними — и фашисты. Они не показаны В. Быковым жестокими и зверствующими, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, — не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома — воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекослсвно. Не позволить себя унижать — вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида — сильный характер. Человеческое достоинство — вот главное, что движет ее поступками. “За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом”, — так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, — он размышляет об истоках его формирования. Задумываясь над смыслом названия повести, вспоминаешь строки из стихотворения А. Твардовского, написанного в 1945 году: “Перед войной, как будто в знак беды...” То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором говорит Быков.
Степанида Богатько, которая “шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках”, поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз — недаром ее называют сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: “А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?” Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: “Делайте что хотите. Но без меня”. Именно в предвоенных годах следует искать источник формирования характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, пустыми словами о новой жизни, сумела не поддаться страху, сумела сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, а сопротивляясь ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что “был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага”. Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она — человек, а не рабочая скотина, которую можно по корить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.
П’єса І. Карпенко-Карого «Сто тисяч» переконливо доводить читачам, що можуть зробити зі звичайною людиною великі гроші, які несподівано з’являються у її руках. Головним персонажем твору є Герасим Калитка, який своєю важкою працею і визискуванням зміг нажити достатньо великі гроші. Але це зовсім не відчувається, коли він має добрі наміри і постійно працює. Але велика жадоба до грошей, прагнення стати ще більш багатим перетворюють добрі людські риси калитки на вади. Він починає не тільки працювати сам, але й примушує свою родину і своїх наймитів буквально гинути, працюючи. Він і сам каже: «Недоїдаєш, недопиваєш, день при дні працюєш, жінка з діжі рук не виймає».
Своєму рідному синові він не дає навіть найменшого перепочинку і планує його майбутню долю тільки за своїми планами, головною метою яких є звичайне збагачення. На мою думку рішення відмінити одруження свого сина з наймичкою і посватати його за дочку місцевого багатія, та ще й заявити: «Не треба мені ні доброго хліба, ні доброго борщу… Мені треба невістку з приданим, з грішми» – це відверто аморальний вчинок. З його слів виявляється, що засватати Мотрю Герасим обіцяв лише для того, «щоб вона старалася на роботі».
Взагалі, ставлення Калитки до наймитів висвітлює його як надзвичайно жорстоку і в той же час скупу людину. Прагнення до збагачення знищує у ньому усі людські почуття. Калитка не дає своїм робітникам ні спати, ні добре поїсти, навіть не помлитися Богу, хоча молитва у той час була святою справою. Причому сам господар не вважає свою поведінкою якоюсь неправильною, а навпаки, навіть пишається.
Silentium
Адмиралтейство
Айя-София
Актер и рабочий
"Бессонница. Гомер. Тугие паруса..."
"Бесшумное веретено..."
"В морозном воздухе растаял..."
"В непринужденности творящего обмена..."
"В огромном омуте прозрачно и темно..."
"В Петрополе прозрачном мы умрем..."
"В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа..."
"Вечер нежный. Сумрак важный..."
"Возьми на радость из моих ладоней..."
"Вооруженный зреньем узких ос..."
"Вот дароносица, как солнце золотое..."
"Все чуждо нам в столице непотребной..."
"Вы, с квадратными окошками..."
"Где связанный и пригвожденный стон..."
"Да, я лежу в земле, губами шевеля..."
"Дано мне тело - что мне делать с ним..."
Декабрист
"Довольно кукситься!..."
"Если утро зимнее темно..."
"Еще не умер ты, еще ты не один..."
"Жизнь упала, как зарница..."
"Жил Александр Герцович..."
"За гремучую доблесть грядущих веков..."
"За Паганини длиннопалым..."
"За то, что я руки твои не сумел удержать..."
"Заблудился я в небе..."
Зверинец
"Звук осторожный и глухой..."
Змей
"Золотистого меда струя из бутылки текла..."
"И поныне на Афоне..."
"Из омута злого и вязкого..."
"Из полутемной залы, вдруг..."
"Как кони медленно ступают..."
"Как по улицам Киева-Вия..."
"Как светотени мученик Рембрандт..."
"Как этих покрывал и этого убора..."
Калоша
Кассандре
"Когда в теплой ночи замирает..."
"Когда мозаик никнут травы..."
"Когда на площадях и в тишине келейной..."
"Когда октябрьский нам готовил временщик..."
"Колют ресницы, в груди прикипела слеза..."
"Кто знает! Может быть, не хватит мне свечи..."
"Куда как страшно нам с тобой..."
Ленинград
"Люблю морозное дыханье..."
Мадригал ("Дочь Андроника Комнена...")
"Мастерица виноватых взоров..."
Меганом
"Мне Тифлис горбатый снится..."
"Мне холодно. Прозрачная весна..."
"Мой тихий сон, мой сон ежеминутный..."
"Мороженно! Солнце. Воздушный бисквит..."
"Мы живем, под собою не чуя страны..."
"На меня нацелилась груша да черемуха..."
"На розвальнях, уложенных соломой..."
"На страшной высоте блуждающий огонь!.."
Нашедший подкову
"Не веря воскресенья чуду..."
"О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала..."
"О свободе небывалой..."
"Обиженно уходят на холмы..."
"Образ твой, мучительный и зыбкий..."
"От вторника и до субботы..."
"Отравлен хлеб, и воздух выпит..."
Петербургские строфы
"Пою, когда гортань сыра..."
"Природа - тот же Рим и отразилась в нем..."
"Пусти меня, отдай меня, Воронеж..."
"Пусть имена цветущих городов..."
"Разрывы круглых бухт, и хрящ, и синева..."
Раковина
Рим
"С веселым ржанием пасутся табуны..."
"С миром державным я был лишь ребячески связан..."
"Сегодня ночью, не солгу..."
"Сохрани мою речь навсегда..."
"Среди лесов, унылых и заброшенных..."
"Среди священников левитом молодым..."
Стансы ("Я не хочу средь юношей тепличных...")
Сумерки свободы
"Сусальным золотом горят..."
"Твое чудесное произношенье..."
Телефон
"Темных уз земного заточенья..."
"Только детские книги читать..."
"Тянется лесом дороженька пыльная..."
"Убиты медью вечерней..."
"Умывался ночью на дворе..."
"Холодок щекочет темя..."
Чарли Чаплин
"Что поют часы-кузнечик..."
"Эта ночь непоправима..."
"Это какая улица?.."
"Я буду метаться по табору улицы темной..."
"Я вздрагиваю от холода..."
"Я вижу каменное небо..."
"Я должен жить, хотя я дважды умер..."
"Я к губам подношу эту зелень..."
"Я наравне с другими..."
"Я не увижу знаменитой Федры..."
"Я ненавижу свет..."
"Я около Кольцова..."
"Я скажу это начерно, шопотом..."