Белый конь становится символом индивидуума, что отличается от окружения, выделяется из толпы. Мы понимаем, что на самом деле мысли, что приходят на ум Шептала, это размышления человека - неординарной, особой лчности, такого человека часто называют «белой вороной».
И, на мой взгляд, белый цвет лошади является своеобразным намеком на это высказывание.
рассказ Владимира Дрозда “Белый конь Это – рассказ-символ, где за аллегорией кроется обезображенное лицо целой соотечественников.
Под давлением общественных обстоятельств они выработали защитную идею жизни: “Против ветра долго не пробежишь и разумнее до определенного времени притвориться покоренным, оставшись в душе свободным, чем быть покоренным на самом деле”.
Но не лукавят ли они, говоря “до определенного времени”, “притвориться покоренным, оставшись в душе свободным”? Писатель через поведение коня Шептала доказывает, что, хотя в душе они и ощущают свою исключительность, но “властная Степанова рука” принуждает их не учитывать “пьянящий дух забытой воли, который сквозь сотни поколений”.Ни глубокий ум, который дается только “белым коням”, ни отважная отчаянность, ни триумф объединенной с природой души на свободе – ничто не в силах преодолеть горькую правду жизни униженной личности: “А в самом деле, кому и что докажешь? Только себе хуже сделаешь. Лучше уж и в дальнейшем притворятся сереньким и покорным голову между двух жердей загородки” и задремав после “неразумного блуждания”.
И мы понимаем, что перед нами – человеческая душа, трагедия ее деформации, раздвоение в условиях такого же деформированного общества. Сколько таких личностей, пережив “наилучшие минуты жизни”, готовы снова “ласково ткнуться мордой в его (Степановы) ладони, пусть даже ударит, поругает”! Рассказ, вынуждает задуматься над важной проблемой украинского общества, предлагает каждому из нас найти собственную позицию и путь решения этой трагедии возражения Человека в человеке.
Маша Миронова потеряла родителей и осталась круглой сиротой, когда Пугачёв вошёл в Белгородскую крепость.
Швабрин потерпел неудачу, когда предложил Маше Мироновой выйти за него замуж. а затем он поступил в услужение Пугачёву, но когда Гринёв рассказал о нём правду он впал у Пугачёва в глубокую немилость.
Пугачёв собрал войско и обьявил себя погибшим царевичем Дмитрием, его жизнь состояла сплошь из разбоев и скитаний. Он знал, что живым ему уже не быть-либо его предадут его же люди, либо убьют офицеры императрицы.
Петруша Гринёв перенёс много испытаний. Когда Пугачёв вошёл в Белгородскую крепость его едва не убили, но самозванец смилостивился над ним и отпустил их с Машей из крепости. Потом его разлучили с Машей Мироновой, которую он успел трепетно полюбить, т.к. посчитали придателем и союзником Пугачёва.
Жилин обладает решительностью, но и предусмотрительности он не лишён, проявляя осторожность в опасной ситуации и рассчитывает свои силы, исходя из обстоятельств. А Костылин легкомысленно относится к происходящему.Жилина можно охарактеризовать, как человека упорного, смелого, не покоряющегося обстоятельствам, ищущего выход даже там, где его, казалось бы, нет.
Костылин вызывает чувство презрения у читателя, так как его трусливость обернулось предательством, а пассивное ожидание разрешения ситуации при других никак нельзя причислить к положительным качествам. Сила духа присутствуют в Жилине на протяжении всего рассказа, тогда как Костылин ведёт себя как слабая личность и не вызывает уважения.
Также автор выявляет позицию неприятия враждебного отношения между народами, демонстрируя нам, как общение Жилина и Дины переросли в дружбу, что по удачному стечению обстоятельств ему в итоге.
Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» показывает, как обнажается личностная суть двух русских офицеров, Жилина и Костылина, когда они попадают в плен. Это произведение учит осознанию, что человек, упорно следующий к цели, оказывается победителем. Сила духа, упорство в любых жизненных ситуациях закаляют характер личности и позитивно её характеризуют.