Когда комедия Николая Васильевича Гоголя "Ревизор" была впервые поставлена на сцене в 1836 году, она имела оглушительный успех. Главный герой пьесы, Иван Александрович Хлестаков, так удался Гоголю, что фамилия Хлестаков стала именем нарицательным. Кроме того, в русском языке появилось новое слово - "хлестаковщина".
Гоголь особо подчеркивал, что Хлестаков - человек сам по себе не злой, но очень несерьезный и легкомысленный, к тому же просто невероятный врун и хвастун. Хлестаков непрактичен и неразумен - "без царя в голове", "говорит и действует без всякого соображения", как писал о нем сам автор. Хлестаков беден как церковная крыса, но при этом обожает роскошь и склонен к мотовству. Хлестаков врет и сам себе верит, поэтому в его ложь верят и другие, включая городничего, который "трех губернаторов обманул".
Гоголевский Хлестаков не думает о последствиях своих поступков, он беспечен и легкомыслен до гротескности. Он живет одним днем, совершенно не думает о будущем, надеется на авось, любит роскошную жизнь, хотя сам небогат. Именно такое сочетание качеств стали называть хлестаковщиной.
Подчеркивая типичность образа своего героя, Гоголь писал: "Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым". И он абслолютно прав: хлестаковщина в России - явление типичное, хоть и почти двести лет со дня премьеры "Ревизора".
В повести мы встречаем маленькую Ассоль, воспитанную добрым и любящим отцом. Она живет уединенной жизнью: сверстники отталкивают ее, взрослые недолюбливают девочку, перенося на нее нелюбовь к отцу. Однажды, идя по лесу, Ассоль встретила странного человека, который рассказал ей сказку о корабле с алыми парусами. И девочка поверила в эту сказку, сделала ее частью своей жизни, частью своей души - своей мечтой. И, не обращая внимания на насмешки, стала ждать своего принца. Она знала, что наступит день, когда он приплывет за ней и скажет: "Здравствуй, Ассоль! Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство".
Замысловатыми путями идут к встрече два человека, созданные друг для друга. Мир Артура Грэя совсем не похож на жизнь в приморской деревушке, в которой живут Ассоль и ее отец. Ему доступны богатство и роскошь, но Артур не склонен продолжать образ жизни, предписанный ему по рождению. Он наделен живой душой, мечтает о море и парусах. Эта мечта приводит к тому, что Грэй становится моряком. "Он родился капитаном, хотел быть им и стал им". Однажды по воле случая его корабль прибило к берегу возле селения, где жила Ассоль. Идя по лесу, юноша увидел спящую девушку, и она тотчас пробудила волнующие чувства в его душе. Он смотрел на нее не только глазами, а совсем иначе: "Все стронулось, все усмехнулось в нем". Позже в таверне он спросил о том, кто эта девушка, и ему с насмешкой рассказали историю о сумасшедшей, которая ждет принца на корабле с алыми парусами.
"Как будто две струны зазвучали вместе..." Юноша решил, что мечта прекрасной незнакомки непременно должна исполниться. И он должен этому К тому же для себя он уже решил, что эта девушка непременно станет его женой. Грэй приказал изготовить для своего корабля паруса из алого шелка. Кроме того, он собрал музыкантов, которые могли бы играть так, чтобы заставить плакать сердца. Ведь "море и любовь не терпят педантов". И, когда все было готово, он отправился навстречу своей мечте.
Тем временем ничего не подозревающая Ассоль смотрела на море, обведенное золотой нитью на горизонте и бросающее к ногам девушки алые блики. Там, на краю света, совершалось то, о чем она так долго мечтала. И вот уже наступило то утро, когда к берегу подошел прекрасный корабль с пылающими пунцовым огнем парусами. А там был он - тот, кого она давно ждала. "Он смотрел на нее с улыбкой, которая грела и торопила". И Ассоль, крича: "Я здесь! Я здесь! Это я!", бросилась к нему прямо по воде.
Так утром летнего дня нашли друг друга Грэй и Ассоль. Вот она - волшебная, всепобеждающая сила мечты. Девочка ждала чуда, была готова к нему, верила в него - и оно произошло. Мечта, если в нее поверить всеми силами души, становится могучей творящей силой. И в этом наилучшим образом убеждает нас прекрасная и добрая повесть Александра Грина.