Своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги, Мстислав Валерианович Добужинский принадлежал к кругу деятелей «Мира искусства». В это творческое объединение, сложившееся в самом конце века, его привело ощущение, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.
Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров «Мира искусства» искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.
При имени Николая Островского возникает другое имя - Павел Корчагин, герой романа «Как закалялась сталь». Но сам Островский много раз возражал против отождествления истории своей жизни и жизни Павла Корчагина. Он говорил, что «Как закалялась сталь» - роман, а не биография комсомольца Островского, но добавлял, что «вложил в этот образ немного и своей жизни, что в основу романа положено немало фактического материала». Жизнь Николая Островского стала подвигом, он был человеком воли и мужества, человеком, который неразрывно связал свою судьбу с судьбой Родины. 339 Н.А.Островский родился в 1904 году на Украине в бедной семье рабочего. В детские годы ему мало пришлось учиться. С одиннадцати лет он начал работать.
Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения конкретизируя тот или иной образ.
Диалог – обмен репликами, сообщениями, живой речью двух или более лиц.