Мне запомнилось произведение об "Отырарской поэме" Едва услышав о нашествии врага, к городу стали стекаться жители из близлежащих аулов, пригородов и ближайших сел. Все были здесь: пришли даже старики и старухи, женщины и дети. Пришли дервиши, ученые люди, даже мелкие духовные прислужники. Чтобы отстоять город. Все при деле. Задействованы все повозки. К городу подвозят большие валуны, булыжники и много-много камней. Все емкости заполняются нефтью. Все были напряжены перед опасностью, взоры были устремлены на восток, откуда должны показаться тумены неприятеля.
Смотрел туда же и Каир-хан, стоя около башни Цитадели: И он не представлял, как можно допустить врага — тумены монгол — до этих святых мест. Лучше умереть, думал он, чем пропустить врага, оскорбить прах этих святых людей. Но если придется прощаться с жизнью, думал он, то умирать так, как умирают вожаки стаи волков. защищаясь и защищая своих.Все взгляды жителей устремлены в его сторону, в сторону Каира, похожего на барса — широкоплечего, выше среднего роста, подтянутого, подпоясанного широким кожаным ремнем с серебряной бляхой. И поэтому в нем должно жить чувство вожака. Это чувство дает ему силу. Он должен думать о города и людей до последнего вздоха, до самой смерти. Он молча взывал к душам предков, к Аллаху, чтобы они сохранили ему силу, отвагу и храбрость.
В рассказе И. Бунина «Музыка» звучит тема творчества. Автор в необыкновенно образной форме рассказывает о процессе создания произведения, как бы приоткрывая дверцу в «святую святых». Он выступает творцом, или, скорее сотворцом бога: «Я же делал, именно делал, нечто совершенно непостижимое: я делал музыку, бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может творить только бог».
Рассказ «Музыка», являясь произведением прозаическим, вмещает в себя мелодичность поэзии, что, в принципе, так характерно для творчества писателя. Однако здесь мы встречаем нечто бурлящее, похожее на водопад: предложения сливаются в каком-то своеобразном ритме, слова подхватываются на лету, звуки образуют определенное фонетическое единство