"Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой. " "Мазурку отбили у меня: препротивный инженер Анисимов — я до сих пор не могу простить это ему — пригласил ее, только что она вошла, а я заезжал к парикмахеру и за перчатками и опоздал. Так что мазурку я танцевал не с ней, а с одной немочкой, за которой я немножко ухаживал прежде. Но, боюсь, в этот вечер был очень неучтив с ней, не смотрел на нее, а видел только высокую стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, ее сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые, милые глаза. Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было не любоваться. По закону, так сказать, мазурку я танцевал не с нею, но в действительности танцевал я почти все время с ней. " "Мазурка кончилась, хозяева просили гостей к ужину, но полковник Б. отказался, сказав, что ему надо завтра рано вставать, и простился с хозяевами. Я было испугался, что и ее увезут, но она осталась с матерью. После ужина я танцевал с нею обещанную кадриль, и, несмотря на то, что был, казалось, бесконечно счастлив, счастье мое все росло и росло. Мы ничего не говорили о любви. Я не спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не испортило моего счастья. "
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в ле-генде о данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». горького инте-ресует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя». легенды создавались людьми с давних времен. в яркой, образной фор-ме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. горький использует жанр ли-тературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его за-мысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в че-ловеке. более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, са-молюбования и гордыни. в своем любимом романтическом герое данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Произведения короленко учат не бояться жизни, принимать ее такой, какова она есть, и не склонять голову перед трудностями. надо верить, что “все-таки впереди — ”. человек должен идти и дойти до этого света: даже если рушится последняя надежда. тогда это цельная личность, сильный характер. таких людей хотел видеть писатель, ибо верил, что такие люди есть мощь и сила россии, ее надежда и опора и, конечно, ее свет. ведь сам короленко был именно таким. я не знаю, какие комментарии нужны при знакомстве с этой книгой: я с детства уверена, что прочитавший эту повесть, сам всё-всё поймет о мире человеческой души, о том, что такое сострадание и милосердие, о том, что именно доброта может спасти мир.