Васина дорога в правде и добру. в.г.короленко "в дурном обществе". в.г.короленко написал интересную повесть "в дурном обществе". она ведётся от имени главного героя - васи. в этой повести рассказывается о том, как мальчик вася изменился в лучшую сторону своей дружбе с детьми подземелья. у васи умерла мать. убитый горем отец перестал понимать сына. однако он любил свою дочь, потому что она была похожа на его жену. из-за этого вася стал бродяжничать. он считал себя негодяем, потому что люди нехорошо влияли на его самооценку. причиной внутреннего перерождения васи стали двое детей - валик и маруся. впервые вася встретил их в часовне. когда маруся посмотрела на него удивлённым и отчасти испуганным взглядом, это решило исход дела. сердце васи наполнилось состраданием, и он проявил заботливость: достал из кармана два яблока и подал их валеку и марусе. с этого момента зародилась дружба . валеку, вася узнал хорошую сторону своего отца. раньше мальчик считал его нехорошим, но валек доказал, что у васи хороший отец: ведь он был честным и неподкупным судьёй. вася был поглощён новым знакомством. особо жалко ему было марусю, он считал её крошечным, бледным созданием, цветком, выросшим без лучей солнца. вася чувствовал боль, и его сердце щемила жалость. однажды валеку пришлось своровать хлеб. вася не осуждал его, потому что понял, что валек - бедный, и был вынужден это сделать, ведь маруся была голодна, а у него не было денег.когда вася понял это, он даже горько плакал, ему было жаль бедняков. приблизилась осень. маруся заболела. она лежала бледная на кроватке. вася стал носить ей из дома игрушки, чтобы как-нибудь развеселить её. но ни одна игрушка не вызвала у неё интерес. тогда васе совсем стало жаль марусю, и он решился принести ей куклу. эту куклу мать подарила его сестре. сестрёнка, когда узнала про бедную больную марусю, согласилась дать куклу на время. когда вася решил забрать её, девочка заплакала, и пришлось вернуть куклу назад. отец узнал, что вася отдал кому-то любимую игрушку дочери. он допрашивал сына, где эта злополучная кукла. но вася был преданным другом и ничего не говорил. в это время пришёл отец детей подземелья - пан тыбурцкий. он принёс куклу и сообщил ужасную весть: маруся умерла. васю как током ударило. у него заболело и наполнилось бесконечным состраданием сердце. сын подошёл к отцу и увидел его совершенно другим. наконец-то отец почувствовал в нём родного человека. казалось, буря, которая пронеслась, рассеяла туман над душой отца. в конце вся семья уехала из города. из всего этого стоит сделать вывод, что лучшее в дружбе детей - это урок сострадания, любви и сочувствия, как в повести "в дурном обществе"
ум — это качество, присущее только людям. умный человек способен творить науку, восторгаться искусством. у такого человека есть свои духовные ценности, свои моральные идеалы. безумие — это отсутствие чувства долга, совести, всего того, чем наделен умный человек. кто же умен и кто безумен в комедии грибоедова «горе от ума»? по сюжету комедии безумным считают чацкого. но кто же сами эти люди, объявившие чацкого сумасшедшим? фамусов — ярчайший представитель того общества, которое объявляет безумным чацкого. его идеал — дядя, мастер подслужиться, изображая из себя шута, чтобы его заметили. умен ли фамусов? да, безусловно. но ум его направлен на удовлетворение материальных потребностей. также как и максим петрович, он широко использует протекцию, о чем и говорит чацкому: «ну как не порадеть родному человечку». поэтому фамусов хочет выдать дочь за скалозуба, будущего генералам. но, может быть, общество не такое, как фамусов, может, он исключение из общего правила? нет, все общество фамусова такое же, как и он сам. скалозуб продвигается по службе, ожидая гибели кого-нибудь на войне, чтобы получить чин семейство тугоуховских занято поисками богатых мужей. молчалин угождает всем и каждому, чтобы продвинуться по службе. бее они не духовными ценностями, у них нет чувства долга, все безумны. чацкий не принимает идеалов фамусова. на предложение фамусова пойти послужить чацкий отвечает: «служить бы рад, прислуживаться тошно». он считает век екатерины, которым восхищается фамусов, веком «покорности и страха». чацкий открыто говорит о своих взглядах на жизнь, хотя они противоположны фамусовского общества. чацкий — человек, чувством долга, он хочет служить своему государству, служить «делу, а не лицам». он полон сознания своей правоты. чацкий опасен для общества, так как может изменить привычный уклад жизни, привлечь молодежь на свою сторону. люди, думающие, как чацкий, уже появляются в этом обществе (брат скалозуба, князь федор). поэтому чацкого объявили сумасшедшим. в комедии грибоедова «горе от ума» показано, как умный человек стал безумным в глазах общества, которое отстало от него. ум чацкого принес ему «мильон терзаний». так было со многими людьми, опередившими свою эпоху. в комедии «горе от ума» а. с. грибоедов противопоставляет два типа ума: ум как «высоконравственная, философская категория» и ум, способный рассчитывать исключительно светские выгоды. на этой антитезе мировоззрений, жизненных позиций и выстраивается повествование, на протяжении которого автор пытается ответить на вопрос, мучающий не одно поколение писателей: почему люди, стремящиеся к высшим идеалам, должны принимать на себя «мильон терзаний»? к этой прогрессивной части человечества относится и главный герой комедии. чацкий одинок, потому что он не может принять всю условность и неестественность света, его возмущает раболепие и чинопочитание людей, готовых на все ради достижения своих целей: «служить бы рад, прислуживаться тошно». таким образом, между ним и фамусовским обществом возникает непонимание. люди отвергают его свободолюбивые, прогрессивные идеи, потому что их цели ограничиваются достижением чина, накоплением капитала. да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу, мне только бы досталось в генералы. чацкого никогда не сможет понять фамусов, самый яркий представитель своего общества, который ради денег готов отдать замуж за «золотой мешок» свою дочь, даже не узнав ее мнения. будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,