С самого приезда Петруши в Белогорскую крепость настораживает злая насмешливость Швабрина, который издевательски описывает Гринёву семейство коменданта. но вскоре Пётр Андреевич убеждается, что Мироновы - простые и добрые люди, а злословие Швабрина вызвано тем, что дочь коменданта, Маша, отказалась выйти за него замуж. Гринёв готов броситься в поединок со Швабриным за Машу, а также за других людей, которые дороги его сердцу. Швабрин - человек, любящий выдумывать плохие вещи про других людей, которые на самом деле очень хорошие и дружелюбно относятся как к Гринёву, так и к Швабрину.
Центральная проблема комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» — проблема воспитания. Воспитание рассматривается драматургом как средство формирования гражданского сознания в дворянском сословии. Оно должно дать «прямую цену учености», пробудить гуманные, человеколюбивые чувства общему улучшению нравов. В комедии все персонажи разделены на две группы — положительные и отрицательные, или же «злонравные» и «добродетельные». Проблема воспитания касается, в первую очередь, персонажей отрицательных. По степени активности среди них на первое место справедливо ставится сама Простакова, затем следуют Скотинин и Митрофан. Простакова — злонравная помещица и плохая мать, проблема воспитания в комедии связана непосредственно с ее образом. Отношения Простаковой с сыном Митрофаном служат наглядным примером того, как нельзя воспитывать детей. Главная проблема Простаковой-воспитательницы, на мой взгляд, состоит в том, что она окружила своего отпрыска непомерной любовью и заботой. В ее глазах ленивый Митрофанушка — самый лучший ребенок на свете. Однако главная задача родителей состоит не в том, чтобы потакать любым капризам своего непослушного ребенка, но в том, чтобы на собственном достойном подражания примере показать, как ему следует противостоять зарождающимся порокам и заблуждениям. Простакова же, наоборот, взращивает, лелеет и холит уже наметившиеся в характере Митрофана пороки. Очень точно по этому поводу высказался Стародум: «… наука в развращенном человеке есть любое оружие делать зло».