Герой сердится на Одинцову и за ее нерешительность в любви, и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. Как романтик, он хочет любовного признания Одинцовой и досадует на ее нерешительность; как нигилист, он презирает и себя, и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Это сложное сплетение противоречивых чувств уже нельзя ни распутать, ни разрубить. И, конечно, одним из виновников затягивающегося драматичного узла оказывается Базаров. Назойливо упрекая Одинцову в аристократической изнеженности, в не на большое и решительное чувство, Базаров, в сущности, от своей и от ее любви к нему заранее отказывается. Его рассуждения о безнадежном аристократизме любимой женщины напоминают заклинания. Итак, Одинцова хочет полюбить, но не может не только потому, что она аристократка, но и потому, что демократ Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. В решительный момент, когда тайное волнение охватило Одинцову и она, не спуская глаз с окна, призналась в том, что очень несчастлива, Базаров проявил бестактность, заставившую героиню усомниться в самой культуре его чувств. Где же его хваленое знание людей? Но неловкий вопрос, мгновенно погасивший огонек любовного чувства Одинцовой, конечно, не случаен. Он - следствие приземленного взгляда героя на любовь как на физиологическое влечение, результат недооценки духовной основы человеческих чувств. Одинцова как умная и достаточно чуткая женщина могла предвидеть в Базарове многое, но этого она принять не желала и не могла. В тревоге бродя по комнате, "она задумывалась и краснела, вспоминая почти зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней". И теперь вопрос совершенно естественным образом решился для нее отрицательно. "Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". "...Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидела за ней даже не бездну, а пустоту.. . или (*106) безобразие" (с. 300). Так только ли Одинцова виновата в том, что Базаров, разбудив "спящую красавицу", одновременно грубо испугал ее?
Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, преклоняющим на жалость. Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесённые на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом. Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее
1)Охота за тетеревами в Чернском уезде. 2)Заблудившийся рассказчик. 3)Бежин луг в ночи. 4)Костры у подножья. 5)Деревенское ночное. 6)Пятеро ночных сторожей. 7)Илюша, с фабричными рассказами. 8)Слободская история Кости. 9)"С нами крестная сила!"-ночные страхи. 10)Недавнее пришествие на плотине. 11)Павлуша на коне. 12)Покойники и родительская суббота. 13)Поверье о Тришке – лукавом человеке. 14)Леший и его проделки. 15)Отважный поход Павлуши за водой. 16)Водяной,хозяин реки. 17)Акулина,игрушка водяного. 18)Утопленник Вася и зов со дна. 19)Рассвет и уход рассказчика. 20)Жаль Павла,славный был парень.
Итак, Одинцова хочет полюбить, но не может не только потому, что она аристократка, но и потому, что демократ Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее.
В решительный момент, когда тайное волнение охватило Одинцову и она, не спуская глаз с окна, призналась в том, что очень несчастлива, Базаров проявил бестактность, заставившую героиню усомниться в самой культуре его чувств. Где же его хваленое знание людей? Но неловкий вопрос, мгновенно погасивший огонек любовного чувства Одинцовой, конечно, не случаен. Он - следствие приземленного взгляда героя на любовь как на физиологическое влечение, результат недооценки духовной основы человеческих чувств.
Одинцова как умная и достаточно чуткая женщина могла предвидеть в Базарове многое, но этого она принять не желала и не могла. В тревоге бродя по комнате, "она задумывалась и краснела, вспоминая почти зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней". И теперь вопрос совершенно естественным образом решился для нее отрицательно. "Нет, - решила она наконец, - бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете". "...Она заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидела за ней даже не бездну, а пустоту.. . или (*106) безобразие" (с. 300). Так только ли Одинцова виновата в том, что Базаров, разбудив "спящую красавицу", одновременно грубо испугал ее?