Объяснение:
Дулаттың арнау өлеңдері ішінде «Ақтанға» деген өлеңінің сипаты өзгешелеу. Жетім бала Ақтанның өмірі ақынның аяушылық сезімін қозғап, жүрегін тебірентеді. Ал Дулатты баланың болашағы көбірек толғандырады. Ол осы Ақтан баланың бойынан ел тілегін арқалап, халық басына өз еркі өзіндегі өткен дәуренін қайта оралтар ерді, батырды көргісі келеді.
Ақын Ақтан бала ер жетіп, «бадана көз тоғыз тор сауыт» киіп, қашан ғана жауды қуар екен деп армандайды.
О, Ақтан жас, Ақтан жас,
Сенде жетер ме екенсің?
Жетімдіктің белінен
Асып өтер ме екенсің?
Жарық сәуле көре алмай,
Ел шаңына ере алмай,
Сол бойы кетер ме екенсің?
Жапанға біткен жапырақ
Жамылсан тонар ма екенсің?
Жазғы шыққан бүлдірген
Сұғыңсаң тояр ма екенсің?
Күрек тісін қасқайтып
Сұлу сүйер ме екенсің?
Бадана көз, тоғыз тор
Сауыт киер ме екенсің?
Білтеліні тұтатып,
Түтінін үзбей оқ атып,
Жау қашырар ма екенсің?
Тұлпар атты жаратып,
Құйрық — жалын таратып,
Бежін ерді ерлетіп,
Жорыққа жортып, терлетіп
Сырты қырлы, жүзі алмас,
Салған дағы жоғалмас
Сапы асынар ма екенсің?
Босағасын борлатқан,
Таңдайға дәмі татымас
Керегесін торлатқан,
Тегерішін манаттан,
Жібектен ызып бау таққан
Үйге кірер ме екенсің?
Тең құрбыңмен теңеліп,
Шаруа жиып кенеліп,
Бала сүйіп, мал жиып,
Керсеніңе бал құйып,
Өмір де сүрер ме екенсің?
Жетімдіктен өтерсің,
Шаң бермей әлі кетерсің.
Қажыма, Ақтан, қажыма,
Жетерсің, әлі жетерсің!
деп толғайды. Ақынның ойынша, жігіттің даңқын шығарып, оны дегеніне жеткізетін бір-ақ жол бар. Ол – ел мақсаты үшін жан аямай күресу жолы.
Ақын Ақтанның ел үміт күткен сондай жас болуынан үміттенеді.
Жетімдіктен өтерсің,
Шаң бермей әлі кетерсің,
Қажыма, Ақтан, қажыма,
Жетерсің, әлі жетерсің.
Талмай талпынса, қайраттанып алға ұмтылса, жетім Ақтанның да кейін қатарға қосылатыны, жетілетіні күмәнсіз дейді ол.
В романе Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" главное место занимает вопрос чести. На примере двух героев: Петра Гринёва и Алексея Швабрина, он показал, как по разному ведут себя люди в одинаковых ситуациях.
Петру Гринёву с детства внушали, что не зависимо от обстоятельств он должен быть всегда честным и благородным. Гринёв получил хорошее воспитание и жил среди нравственных людей у которых были сильные моральные устои. Когда отец отправлял его служить, то дал наказ: "служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду". Хотя Гринёву было всего 17 лет, он хорошо запомнил слова отца и не отходил от его завета ни на шаг.
Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть долг, так как это было делом чести. Таким образом, мы в первый раз заметили его благородство.
В Белгородской крепости Гринёв познакомился с Алексеем Швабриным, который был дворянином и имел хорошее образование, но был очень корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу, только потому, что она не ответила ему взаимностью; распускать сплетни было для него обычным делом. Гринёв же, как благородный человек сразу же заступился за неё и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли запрещены. Просто для Гринёва честь человека так же важна, как и офицерская честь.
Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победит банда Пугачёва, и поэтому сразу перешёл на их сторону. Гринёв же предпочёл смерть, чем измену Родине и нарушения присяги. От повешения Петра своя же доброта: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому подарил заячий тулуп; в свою очередь Емельян тоже помнил добро и помиловал Гринёва. Но когда Пугачёв предложил служить ему, Пётр отказался, мотивируя это тем, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не может. Он честно сказал Пугачёву, что если прикажут, он будет сражаться против него, но Пугачёв всё равно отпустил Петра, так как хоть Емельян и бандит, но у него было какое то великодушие.
В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Справедливости добивается Маша, и Петра освобождают от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Гринёв из соображений чести предпочёл не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтоб она заново не переживала ужасы, которые перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, чтоб таким образом выразить свою благодарность за Маши и их счастье.
В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что в обществе честь не пустое слово, а в него вложено большое значение и что человек чести всегда счастливее и удачливее человека бесчестного.