Оман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает цен¬тральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Главный герой романа Евгений Онегин является типичным представителем разочарованного поколения молодых дворян, который проходит духовную эволюцию на страницах романа. При этом главную роль в перевороте сознания Онегина сыграла Татьяна Ларина, центральный женский образ романа, а также одна из самых выдающихся женщин в русской литературе.
История отношений Евгения и Татьяны начинается с предыстории главного героя. Онегин живет без цели, и Пушкин подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен от хандры, Онегин едет в деревню, пытаясь отвлечься от тоскливых мыслей. Первое время главный герой действительно находит покой, наслаждаясь деревенской тишиной и красотой сельской природы. В деревне он ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но по большому счету не задумывается над их судьбой. Несмотря на то, что «раб судьбу благословил», благодаря Онегину, того недолго занимали мысли о благополучии своего имения. И здесь, вдали от света, все действия Онегина сопровождаются той же скукой. До тех пор, пока герой не познакомился с молодым романтиком Владимиром Ленским, который привел Онегина в семейство Лариных. Однако это знакомство заканчивается трагедией для всех героев.
Зная, как сильно привязан Ленский к Ольге Лариной, Онегин все же позволяет себе ухаживания за сестрой Татьяны просто от безотчетной скуки. Эти действия повлекли за собой дуэль с Ленским, в результате которой молодой друг Онегина погибает. Дуэль эта стала очередным этапом духовной эволюции Онегина. Главный герой испытал порыв остановить дуэль, понимая ее абсурдность, тем не менее холодный рассудок и гордость одержали верх, помешали Онегину проявить истинное, а не мнимое геройство. Так, искренне привязанный к Ленскому, Онегин все же губит друга. Переживания и раздумья, нахлынувшие на Онегина после гибели Ленского, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни и безразличие к другим. Герой все более и более замыкается, ощущая безысходное одиночество. В подавленном состоянии Онегин решается покинуть деревню и отправиться в странствия. Но и это не его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются: Чего мне ждать? Тоска, тоска...
Однако во всей этой истории главному анализу подвергается не столько характер героя и его душевная слабость, толкнувшая на тщеславную дуэль, а характер куда более сложный и духовно наполненный – образ Татьяны Лариной. Именно эта героиня явилась тем типом русской женщины, которая вобрала в себя все лучшие человеческие душевные качества: развитое воображение, пытливый ум к настоящим глубоким чувствам. Именно поэтому на Татьяну, а не Ольгу сразу же обратил внимание Евгений Онегин, угадав ее скрытый от окружающих богатый внутренний мир.
Татьяна росла замкнутой и задумчивой девочкой, ее привлекала природа вокруг, полные народного очарования рассказы ее крепостной няни, богатство русских традиций и проявления незатейливой культуры крестьянского быта. Татьяна, как и Ольга, взрослела под впечатлением от французских романов, по которым складывала в уме образ идеального возлюбленного. Недостаток житейского опыта сыграл свою роль в роковом чувстве Татьяны к Онегину. Ведь в отличие от сестры, Татьяна отличается редким постоянством. Вот почему любовь к Онегину стала единственным настоящим чувством на всю ее жизнь. Даже холодный отказ Евгения, разбитые девичьи мечты о любви и эгоизм любимого человека не сломили стойкий дух Татьяны, сохранившей невероятное чувство собственного достоинства.
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Татьяна Ларина со всем благородством своей души искренне сожалеет о несбывшейся любви, однако в свой черед отвечает Онегину отказом, оставаясь верной законному мужу. Оба героя переживают страшные сердечные муки, однако Татьяна выглядит намного достойнее главного героя романа, будучи цельной натурой, обладая настоящей стойкостью духа. Так Пушкин в галерее женских образов своего великолепного романа «Евгений Онегин» показал истинную русскую натуру – прекрасную женщину, обладающую столь великим достоинством, столь прекрасными душевными качествами, что даже герой своего времени, разочарованный циник Евгений Онегин, преображается под действием чар Татьяны Лариной, понимая всю силу настоящей любви. Поэтому вполне справедливым является замечание Ф.М.Достоевского о том, что Татьяну бесспорно можно назвать истинной главной героиней романа А.С.Пушкина.
Самсон Вырин – главный герой повести А. С. Пушкина. По должности он – станционный смотритель, а значит, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда» .
Неказисто и небогато его жилище, украшенное лишь картинками с изображением истории блудного сына. Единственной настоящей драгоценностью была его четырнадцатилетняя дочь Дуня. В начале повести Самсон Вырин – это «человек лет пятидесяти» , «свежий и бодрый» , одетый в «длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах» . История с Дуней превратит «бодрого мужчину в хилого старика» . И мы увидим его «седину» , «глубокие морщины» , «сгорбленную спину» .
Станционный смотритель был человеком мирным, услужливым, скромным. Он с почтением и добродушием относился к своим постояльцам.
Проживший жизнь в бедности, привыкший к оскорблениям и унижениям богатых проезжающих, Самсон Вырин всегда надеялся только на себя. Он понимал, что и поддержки ему ждать неоткуда.
Автор показывает, как неловко чувствует себя смотритель в городе среди незнакомых людей и богатых домов. Но в душе этого маленького, робкого человека есть место сильным чувствам. Он горячо любит свою дочь, готов ради нее на все. Он с негодованием выбрасывает деньги, подсунутые ему Минским.
Вернувшись в пустой осиротевший дом, Самсон Вырин остался один. Он проливал слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих ребятишек вырезал он дудочки. С чужими детьми он возился и угощал орешками.
Умер он в одиночестве.
Автор сочувствует своему герою, но осуждает ограниченность его мыслей. Ведь смотритель не даже надеяться на лучшее! Пушкин дает понять читателям, что эта ограниченность определена условиями жизни героя. Человек, привыкший к брани и притеснениям, считающий себя низшим существом, может мыслить только о плохом. Писатель учит нас внимательнее относиться к окружающим, ценить и уважать их мысли и чувства, а не должности, которые они занимают.
Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике, известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в «весельи» , теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Илюша рассказывает другую быль — о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул) . Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить «Бяша, бяша» . А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша» . Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении) , бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что «Тришка придет» . На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять народ христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать — ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали на улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними — надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в году утопили грабители) . Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там «испортил» . Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе.
История отношений Евгения и Татьяны начинается с предыстории главного героя. Онегин живет без цели, и Пушкин подчеркивает, что «труд упорный ему был тошен от хандры, Онегин едет в деревню, пытаясь отвлечься от тоскливых мыслей. Первое время главный герой действительно находит покой, наслаждаясь деревенской тишиной и красотой сельской природы. В деревне он ведет себя как гуманный человек по отношению к крестьянам, но по большому счету не задумывается над их судьбой. Несмотря на то, что «раб судьбу благословил», благодаря Онегину, того недолго занимали мысли о благополучии своего имения. И здесь, вдали от света, все действия Онегина сопровождаются той же скукой. До тех пор, пока герой не познакомился с молодым романтиком Владимиром Ленским, который привел Онегина в семейство Лариных. Однако это знакомство заканчивается трагедией для всех героев.
Зная, как сильно привязан Ленский к Ольге Лариной, Онегин все же позволяет себе ухаживания за сестрой Татьяны просто от безотчетной скуки. Эти действия повлекли за собой дуэль с Ленским, в результате которой молодой друг Онегина погибает. Дуэль эта стала очередным этапом духовной эволюции Онегина. Главный герой испытал порыв остановить дуэль, понимая ее абсурдность, тем не менее холодный рассудок и гордость одержали верх, помешали Онегину проявить истинное, а не мнимое геройство. Так, искренне привязанный к Ленскому, Онегин все же губит друга. Переживания и раздумья, нахлынувшие на Онегина после гибели Ленского, заставили его пересмотреть свое отношение к жизни и безразличие к другим. Герой все более и более замыкается, ощущая безысходное одиночество. В подавленном состоянии Онегин решается покинуть деревню и отправиться в странствия. Но и это не его: тоска, хандра и недовольство собой только усиливаются:
Чего мне ждать? Тоска, тоска...
Однако во всей этой истории главному анализу подвергается не столько характер героя и его душевная слабость, толкнувшая на тщеславную дуэль, а характер куда более сложный и духовно наполненный – образ Татьяны Лариной. Именно эта героиня явилась тем типом русской женщины, которая вобрала в себя все лучшие человеческие душевные качества: развитое воображение, пытливый ум к настоящим глубоким чувствам. Именно поэтому на Татьяну, а не Ольгу сразу же обратил внимание Евгений Онегин, угадав ее скрытый от окружающих богатый внутренний мир.
Татьяна росла замкнутой и задумчивой девочкой, ее привлекала природа вокруг, полные народного очарования рассказы ее крепостной няни, богатство русских традиций и проявления незатейливой культуры крестьянского быта. Татьяна, как и Ольга, взрослела под впечатлением от французских романов, по которым складывала в уме образ идеального возлюбленного. Недостаток житейского опыта сыграл свою роль в роковом чувстве Татьяны к Онегину. Ведь в отличие от сестры, Татьяна отличается редким постоянством. Вот почему любовь к Онегину стала единственным настоящим чувством на всю ее жизнь. Даже холодный отказ Евгения, разбитые девичьи мечты о любви и эгоизм любимого человека не сломили стойкий дух Татьяны, сохранившей невероятное чувство собственного достоинства.
В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще полнее раскрывается глубина характера героини. Татьяна Ларина со всем благородством своей души искренне сожалеет о несбывшейся любви, однако в свой черед отвечает Онегину отказом, оставаясь верной законному мужу. Оба героя переживают страшные сердечные муки, однако Татьяна выглядит намного достойнее главного героя романа, будучи цельной натурой, обладая настоящей стойкостью духа. Так Пушкин в галерее женских образов своего великолепного романа «Евгений Онегин» показал истинную русскую натуру – прекрасную женщину, обладающую столь великим достоинством, столь прекрасными душевными качествами, что даже герой своего времени, разочарованный циник Евгений Онегин, преображается под действием чар Татьяны Лариной, понимая всю силу настоящей любви. Поэтому вполне справедливым является замечание Ф.М.Достоевского о том, что Татьяну бесспорно можно назвать истинной главной героиней романа А.С.Пушкина.