Хлестаков - главный персонаж произведения Н.В. Гоголя "Ревизор", мелкий чиновник, хорошо одет, причесан, умеет себя подать, уважает чины и почитает людей из высшего общества,преклоняется перед ними. "...Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга..." "...худенький, тоненький – как его узнаешь, кто он?.." "...Недурной наружности..." . Многим дамам он нравился и его сосватали за дочку городничего. Обогатиться он был не прочь. Вошел в роль ревизора просто и непринужденно,как будто выжидал только случая и он подвернулся. Этот лжеревизор стал важным и уважаемым человеком, делал инспекции и хвастался связями в обществе,которых не имел. Брал взятки и вел светские беседы,ухаживал за прекрасными дамами и получал комплименты и раздавал советы. "...Вот еще насчет женского полу, никак не могу быть равнодушен. Как вы? Какие вам больше нравятся – брюнетки или блондинки?.." "...Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими". Не коварен и действует бездумно, не собираясь врать, все равно врет и продолжает свое плутовство.
"Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой‑нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде..." Пища для него была почти самым важным в его жизни.Он очень любил хорошо и сытно покушать.
"...Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия..." "...Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню..."
Мечтал о том,чтобы позже заняться чем-то хорошим и полезным. Это было его мечтой -заниматься литературой. "...Я сам, по примеру твоему, хочу заняться литературой. Скучно, брат, так жить; хочешь наконец пищи для души. Вижу: точно нужно чем‑нибудь высоким заняться..." Гоголь высмеивает пороки людей этого города и их непристойные качества, он это делает с своего главного персонажа-Хлестакова.
Самый яркий образ комедии - это Хлестаков, тот, кто явился виновником необычайных событий. Гоголь сразу же дает понять зрителю, что Хлестаков не ревизор (предваряя появление Хлестакова рассказом о нем Осипа) . Однако весь смысл этого персонажа и его отношение к своим ревизорским "обязанностям" становятся ясны не сразу. Хлестаков не переживает по приезде в город никакого процесса ориентации - для этого ему, недостает элементарной наблюдательности. Не строит он никаких планов обмана чиновников для этого у него нет достаточной хитрости. Не пользуется он сознательно выгодами своего положения, потому что в чем оно состоит, он и не задумывается. Только перед самым отъездом Хлестаков смутно догадывается, что его приняли "за государственного человека", за кого-то другого; но за кого именно, он так и не понял. Все происходящее с ним в пьесе происходит как бы помимо его воли. Хлестаков - незлое пустейшее создание, однако с претензией на почтение, кареты и хорошеньких дворянских дочек. Роль ревизора Хлестокову навязали извне, войти в неё подсказал слуга Осип, и он бессознательно потянулся к выгоде. Ложь стала не столько выставить себя в наивыгоднейшем свете, сколько правилом игры, в которую было втравлено всё общество. Хлестаков лжёт самозабвенно и безостановочно. Он - высокий вельможа, на службе у которого несколько тысяч курьеров, суп ему везут из Парижа, к столу подают арбузы по семисот рублей штука, во дворец каждый день с удовольствием приглашают, брат Пушкин с ним на короткой ноге. По словам Хлестакова он везде незаменим, и в этом - прав, так как пустые сосуды действительно нужны, чтобы была возможность целомудренно хранить общественную скверну. Никто даже не пытается остановить этот поток неправды, ибо у каждого она своя, и каждый знает об этой личной неправде и трусит безмерно. Хлестакова сделали вельможей те фантастические, извращенные отношения, в которые люди поставлены друг к другу. Но, конечно, для этого нужны были и некоторые качества самого Хлестакова. Когда человек напуган (а в данном случае напуган весь город), то самое эффективное - дать людям возможность и дальше запугивать самих себя, не мешать катастрофическому возрастанию "всеобщего страха". Ничтожный и недалекий Хлестаков с успехом это делает. Он бессознательно и потому наиболее верно ведет ту роль, которой от него требует ситуация. Субъективно Хлестаков был прекрасно подготовлен к этой "роли". В петербургских канцеляриях он накопил необходимый запас представлений, как должно вести себя начальственное лицо. "Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту", Хлестаков не мог втайне не примеривать к себе полученного опыта. Делал он это бескорыстно и бессознательно, по-детски мешая быль и мечту, действительное и желаемое. Положение, в которое Хлестаков попал в городе, вдруг дало простор для его "роли". Нет, он никого не собирался обманывать, он только любезно принимал те почести и подношения, которые- он убежден в этом - полагались ему по праву. "Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит". Пустота, "легкость в мыслях необыкновенная", ложь и позерство никого не коробят. В герое есть светский лоск: он знает три слова по-французски, говорит выспренним, нелепым и смешным языком, недурен собой -этого оказалось достаточно. "Вертопрах" Хлестаков без особого труда вошел в роль, сумел внушить всем страх и уважение потому, что, будучи беспринципным и до крайности легкомысленным, он смело шёл там, где остановился бы всякий порядочный человек. Отсюда и горькая ирония Гоголя: беспринципность правит миром.В комедии Гоголя "Ревизор" читатель видит историю одного города, который столкнулся с человеком не из их мира, с Иваном Александровичем Хлестаковым. Все его принимают за тайного ревизора. Что же такое "хлестаковщина"? "Хлестаковщина" - это беззастенчивое и безудержное хвастовство и враньё, умение примерить на себе другой образ и убедит
бери хлеб, мирись