Внешность бывает обманчивой – такова главная мысль сказки Принцесса на горошине. Истинное благородство, воспитанность и душа человека проявятся непременно под простой одеждой.
Мысль в том, что не нужно судить по одежде человека, а нужно по его внутренним качествам.
Базаров, несомненно, сильная, волевая личность. Он – настоящий человек, тот, «о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть». Но, в то же время, он и русский человек, тот самый, по его собственным словам, таинственный незнакомец, которого не поймет никто, даже он сам. И все-таки в своем сочинении я постараюсь его понять, конечно, не так, как Тургенев, и не так, как сам главный герой, я постараюсь понять его по-своему и проанализировать его действия и чувства.
Как известно, Базаров был нигилистом, отрицавшим любые устои и принципы. Он говорил: «Это бесполезные слова, принципов вообще нет, а есть ощущения. Всё от них зависит». И действительно, он жил по ощущениям. Ему нравилось ощущение отрицания, и он повиновался ему, споря с Павлом Петровичем Кирсановым и ругая его аристократизм, он отлавливал жаб и делал эксперименты – опять же потому, что его вели к этому ощущения. И любил Базаров тоже по ощущениям. Хотя нет, конечно, не любил. Ведь любви как понятия для него вообще не существовало. Вспомним его фразу: «Любовь - белиберда, непростительная дурь». Нет, Базаров вовсе не любил, он ощущал. А вот что именно? Отвечу – непреодолимое влечение, страсть. И характер Базарова, его настоящая натура, нисколько не изменился под действием Одинцовой, он остался таким же, каким был всю его жизнь. Как и всегда, прежде чем на что-то решиться, он вначале все хорошо обдумывал. Он любил делать все, как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. Таким и было его признание: быстрым и четким. И после этого он не изменил себе: Базаров был диким и сильным, как зверь, страшным и страстным, резким и порывистым, пугающим и... восхитительным. Его ощущения привели его на край пропасти, куда он никогда не заглядывал и не думал, что когда-нибудь заглянет. И он не побоялся бы ступить туда. Он был смел, как и всегда. И он бы непременно шагнул, если бы ему дали возможность. А Одинцова... Что ж, ей нужны были покой и комфорт, а не безумная страсть и невероятная живость, которая кипела в Базарове, только подтверждая его истинную натуру. Люди считают, что любовь и смерть Базарова повлияли на его характер, в корне изменили его, так как явились двумя самыми знаменательными событиями в его жизни. Некоторые же думают иначе. По мнению Писарева, смерть Базарова – это вообще случайность, не имеющая никакого значения в сюжете романа и ни на что не влияющая. Я совершенно с ним не согласна. Я уверена, что это вовсе не случайность, а самая настоящая закономерность. Это точка, поставленная в образе Базарова, это еще одна ситуация, где раскрывается его характер, еще один момент, где мы видим его сущность. Он не боится смерти. Воспринимает ее как должное, но не поддается ей до последнего. Базаров силен, как и всегда, силен до самого конца. Он контролирует свой разум, не дает ему выйти из строя. Он не проваливается в беспамятство, не начинает бредить, а продолжает не только, по привычке, отрицать, но и рассуждать, и даже философствовать. Базаров говорит: «Червяк раздавленный, а еще топорщится». Да, он не станет вилять хвостом, он умрет так, как должен, он останется верным себе в любой ситуации, и смерть – вовсе не исключение. И эта смерть открывает наши глаза на Базарова еще шире, она дает нам нити к пониманию его внутреннего мира, ключи к тому, что он никогда не показывал. Она нам посмотреть глубже в главного героя, увидеть его многогранность и, несмотря ни на что, постоянство, преданность своим убеждениям, своим взглядам на мир и людей, своему внутреннему «я».
Конечно, Базаров – сложный по своей натуре герой, и его невозможно судить однозначно. Вначале, он предстает перед нами эгоистом, нигилистом и просто грубияном, он нам противен. Потом, по мере развития действия, происходят различные события, и он, понемногу, начинает нам нравиться, мы начинаем приглядываться к нему. Кажется, жизнь изменила его, сделала, как бы сказать, добрее и романтичнее. Но так кажется только на первый взгляд. Ведь если вдуматься, проследить его действия и мысли, сопоставить их, вчитаться повнимательнее, становится понятно, что Базаров остался тем же человеком, которым и был, вот только мы узнали его только к самому концу романа.
Финал каждого произведения, будь то роман или пьеса, или рассказ, всегда как бы подводит черту, подводит итог всей книге. И то, как оборачивается финал отдельно взятой книги, имеет огромной значение в понимании всего произведения. «Отцы и дети» не являются тому исключением. И. Тургенев не от чистой фантазии «убивает» главного героя, Евгений Васильевича Базарова. Последние главы, описывающие его предсмертные агонии, несут огромный идейный смысл. На протяжении всего романа Евгений Базаров презентовал себя как нигилиста, человека, отрицающего все. Но нигилисты – это еще только зернышко революционного движения, зарождающегося в России. Еще не пришло их время, они предвосхитили свою, революционную эпоху. В этом заключается трагизм и самого произведения и судьбы главного героя. Умирает Базаров от случайного пореза пальца во время вскрытия трупа человека, умершего от тифа. Базаров сам заражается этой смертельной болезнью, и жить ему осталось считанные дни. Однако главный герой перед лицом смерти проявляет силу воли и мужество. Даже когда он сообщает о заражении своему отцу, он как бы с небрежностью говорит об этом: «Ну, вот я и попросил уездного врача [вскрыть тифозного мужика]; ну, и порезался». Базаров чувствует приближение неотвратимого конца: «Если я заразился, так уж теперь поздно». Но он не струсил, не попытался обмануть себя, он остался верен и своим убеждениям. Смерть Базарова героична, но привлекает не только героизм и стойкость Евгения, но и человечность его поведения. Он становится ближе к нам перед смертью: в нем ярко раскрывается романтик, и он произносит фразу, которую боялся произнести раньше: «Я люблю Вас!» Несмотря на то, что умирает Базаров случайно, сама смерть его – это закономерный конец романа. И. Тургенев сам определяет своего главного героя как «обреченного на погибель».
Объяснение:
Мораль сказки Принцесса на горошине
Внешность бывает обманчивой – такова главная мысль сказки Принцесса на горошине. Истинное благородство, воспитанность и душа человека проявятся непременно под простой одеждой.
Мысль в том, что не нужно судить по одежде человека, а нужно по его внутренним качествам.