В повести Горького рассказывается о детстве маленького мальчика ,у которого в 6 лет умер отец и,и они с матерью приехали на житьё к отцу матери ,деду Каширину ,в Нижний Новгород .У деда была своя красильная мастерская ,в его доме жило много народу - его сыновья со своими семьями .В этом доме будущий писатель Максим Горький увидел " свинцовые мерзости жизни" и на всю жизнь возненавидел тех ,кто подличает ,врёт ,обижает слабых ,бывает зол и немилосерден .В этом доме Алёша Пешков ( это настоящее имя автора ) получил первые уроки грамоты ( от деда ) и первые розги ( от него же ) . "Свинцовыми мерзостями жизни" писатель называл вечную вражду дядьёв ,их пьяные оргии ,избиение детей и жён ,бесчеловечность к сестре ( матери Алёши) ,алчность в дележе имущества , зависть к Ивану и его убийство , издевательства над слепым мастером Григорием .Дети учились у родителей науке подлости .Алёша получил розги за то ,что выкрасил скатерть по совету одного из двоюродных братьев . Эти дети были доносчиками и подлецами .Показательна история с наперстком ,разогрев который ,дети подсунули его слепому Григорию. И потом весело смеялись .А когда дед выгнал Григория из дому и тот стал побираться ,ослепший ,нищий ,грязный ,то бабушка потихоньку подкармливала несчастного ,давая внуку урок доброты ..В доме деда Алеша познакомился с людьми ,сыгравшими большую роль в его жизни и научившими его добру и правде ..У него было трудное детство : с побоями ,подлостью .бездушием ,обманом .Но Алёша не озлобился ,а стал отзывчивым и добрым человеком . Почему же в в суровых условиях действительности мальчик сохранил доброе сердце и стал известным писателем ,всю жизнь защищавшим обездоленных? Мне кажется ему стать таким воспоминания детства и люди ,которые встретились ему на жизненном пути .Во - первых ,это бабушка .Акулина Ивановна .Писатель так вспоминает о ней : "Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом.
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни."
Бабушка никогда не унывала .Была сильным и хорошим человеком .Её поведение во время пожара ,когда все растерялись ( даже бойкий дед) ,говорит о силе её духа ,стойкости и мужестве .Эти черты Акулина Ивановна Каширина передала своему внуку .Когда дед разорился ,стал скупым и даже чаинки для заварки учитывал ,именно бабушка нашла как-то выжить в эти годы .Алёша навсегда запомнил её и следовал её заветам и принципам - любви к людям и выстоять в суровых жизненных обстоятельствах .Это меня поразило в книге .Это настоящая действенная доброта ,которая душу мальчика .
Вторым человеком ,оказавшим большое влияние на мальчика , был Ванька Цыганок ,подмастерье в доме деда ,.Он добр ,отзывчив ,милосерден трудолюбив и необыкновенно талантлив .Алёша с совершенным восторгом наблюдал за Иваном .А меня удивил эпизод ,как во время порки Алёши Цыганок подставлял свою руку под удары разъярённого деда ,который просто мог до смерти засечь мальчишку Именно Иван многому научил Алёшу Сильный ,великодушный и добрый подмастерье безвременно погиб по вине завистливых дядьёв . Но он сумел посеять в душе ребёнка семена мужественности и стойкости , сопротивления злу .
Ещё одним человеком ,повлиявшим на формирование стойкого и отзывчивого характера Алёши ,был учёный- химик Хорошее Дело .Он относился в любознательному мальчику искренне и душевно .Уделял ему много времени .Беседовал и развивал его .Горький называет учёного-химика ,"лучшим из людей в своём Отечестве" .Это была для мальчика школа жизни .
И конечно " живую душу" в мальчике книги .Они стали его настоящими друзьями на всю жизнь
Участие этих персонажей в жизни Алёши и ему вспоминать своё детство как счастливую пору стать хорошим человеком и преодолеть все тяготы суровых условий жизни .
Многое зависит от самого человека .И А. Пешков сделал в жизни правильный выбор ,идя по дороге добра и справедливости .
Давно известно, что Пушкину в высшей степени присуще историческое чувство и историческое мышление. Историзм — одно из тех свойств художественного гения поэта, которое легло краеугольным камнем в основание его реализма.Можно сказать, что историю, особенно русскую, Пушкин воспринимал исключительно лично, интимно, и это нисколько не мешало, наоборот ему видеть истинный, хотя подчас затаенный, отнюдь не лежащий на поверхности ее смысл. Свою жизнь Пушкин вписывал в историю России, которую, в свою очередь, просматривал и через призму своей судьбы человека и поэта. Это органическое слияние личного удела и исторического движения покоилось на убеждении Пушкина в неостановимости исторического процесса, который определяет вполне постигаемые чувством и разумом законы, побуждающие людей, участников исторического действа, выбирать ту или иную позицию, не оставаться пассивными и равнодушными зрителями.В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина», то есть само восстание, а не его инициаторы, вожди и вдохновители. Они обрисованы Пушкиным скупо, и отличие, например, от «Капитанской дочки», где столь выразительны портреты Пугачева, Хлопуши, Белобородова и даже рядовых участников крестьянской войны. В Истории Пугачевского бунта всe повествование занял размах восстания и как бы «образ» восстания в народном сердце и в народной памяти.Взрыв возмущенной народной стихии, по мысли Пушкина, лишен какой-либо четкой политической сознательности, хотя ее элементы проскальзывают в действиях восставших. В «Капитанской дочке» Пугачев рассказывает Гриневу притчу об орле и вороне. Смысл ее многозначен: с одной стороны, народ возжаждал вольной и яркой жизни, где его силы могли бы развернуться.Однако, с другой стороны, смысл притчи оттеняет и политическую наивность народа, пользующегося моментом. Он действует импульсивно, словно в экстазе. Им руководит не сознание, а социальный инстинкт. Ощутив свободу, он превращает ее в разгул, и она сразу оборачивается своеволием и произволом. Мечта Пугачева, как признается он Гриневу, — «поцарствовать». Пушкинский герой в ответ на притчу Пугачева резонно замечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». И это касается самых разнообразных деталей: золоченого «дворца» Пугачева, портретоя мятежников, их реплик, характеристик персонажей, описаний Оренбурга и Казани, предметов быта и обихода, разговоров и поведения. За каждой строкой чувствуется полное погружение в эпоху, в психологию исторических лиц. Но главное все же в том, что вымышленные герои Пушкина включись в большое историческое движение, определившее их судьбы, заставившее их делать выбор. Они невольно оказываются причастными истории, слушают ее, непосредственно извлекая нравственные уроки. И по воле Пушкина сии переживают самые яркие, самые счастливые минуты, какик уже никогда не будет в их жизни: чувство первой застенчивой любви, смертельные опасности, отчаяние, разлуки, тревоги, гибель родных, наветы, клевету, суд и наказание, неожиданные милости и прощения, — все им дано испытать и не запятнать чести, не потерять достоинства, закалить себя, укрепиться в любви и тихо, мирно, покойно окончить свои дни. Немногим выпадает на долю жить в поворотные, крутые моменты истории и быть в самой гуще ее роковых событий. Пушкинские герои общаются с главными ее участниками, с теми, кто ее творит. История через их сердца. Они встречаются с Пугачевым и Екатериной II, воюют с восставшими и обращают ся к ним за Следуя исторической истине, Пушкин не привел Гринева а стан Пугачева. Его герой не признал самозванца Петром III. Пушкин знал, что ни один дворянин из «хороших» (то есть древних, потомственных) фамилий не служил Пугачеву. Лишь Швабрин (один из прототипов Швабрина) оказался изменником, да и то уклонялся от поручений и при первой возможности сбежал и явился с повинной. 8 повести Швабрин делается предателем по собственной воле из-за своей человеческой низости. На самом деле он попал в плен. Так что из общего закона, столь отчетливо выведенного Пушкиным, Шванвич не исключался. Как бы го ни было, Гринев Пугачеву не служит, но самозванец его помиловал и даже оказал вырвав Марью Ивановну из рук Швабрина.
Пушкин изображает Емельяна Пугачева не только как предводителя восстания, но и как простого казака. Речь Пугачева наполнена пословицами, поговорками, иносказаниями, которых человеку из другой среды не понять. Он заставляет называть себя царем-батюшкой, потому что в народе всегда жила вера в "доброго царя". В его отношениях с подчиненными полный демократизм, нет никакого чинопочитания, каждый может свободно оспорить мнение своего "государя". "Улица моя тесна; воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою", — с горечью осознает Пугачев, которого уже не радует власть. Герой понимает, что он всего лишь самозванец. Он чувствует свою обреченность и живет только надеждой на будущее. И все же главное в образе Емельяна Пугачева — это величие и героизм, что нашло выражение в символичном смысле сказки об орле и вороне. Герой считает, что лучше прожить жизнь короткую, но достойную, чем жить триста лет и питаться падалью. Он ассоциирует себя с орлом, который живет "всего-навсего только тридцать три года", но зато пьет "живую кровь". Подчеркивая в Пугачеве храбрость и героизм, ум и смекалку, Пушкин показывает в этом человеке лучшие черты русского национального характера. Но Пушкин далек от идеализации Пугачева — предводителя крестьянского восстания. Автор "Капитанской дочки" отдает предпочтение реформам перед революцией, он не приемлет кровопролития. Именно поэтому мы читаем в повести его ставшие широко известными слова: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!" Расценивая пугачевское восстание не иначе, как бессмысленный бунт, автор вместе с тем не ставил своей целью показать в повести злодейства пугачевцев. Он пытался воссоздать историю восстания и личность крестьянского вожака, и нужно отметить, что этот замысел Пушкин мастерски реализовал.
До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни."
Бабушка никогда не унывала .Была сильным и хорошим человеком .Её поведение во время пожара ,когда все растерялись ( даже бойкий дед) ,говорит о силе её духа ,стойкости и мужестве .Эти черты Акулина Ивановна Каширина передала своему внуку .Когда дед разорился ,стал скупым и даже чаинки для заварки учитывал ,именно бабушка нашла как-то выжить в эти годы .Алёша навсегда запомнил её и следовал её заветам и принципам - любви к людям и выстоять в суровых жизненных обстоятельствах .Это меня поразило в книге .Это настоящая действенная доброта ,которая душу мальчика .
Вторым человеком ,оказавшим большое влияние на мальчика , был Ванька Цыганок ,подмастерье в доме деда ,.Он добр ,отзывчив ,милосерден трудолюбив и необыкновенно талантлив .Алёша с совершенным восторгом наблюдал за Иваном .А меня удивил эпизод ,как во время порки Алёши Цыганок подставлял свою руку под удары разъярённого деда ,который просто мог до смерти засечь мальчишку Именно Иван многому научил Алёшу Сильный ,великодушный и добрый подмастерье безвременно погиб по вине завистливых дядьёв . Но он сумел посеять в душе ребёнка семена мужественности и стойкости , сопротивления злу .
Ещё одним человеком ,повлиявшим на формирование стойкого и отзывчивого характера Алёши ,был учёный- химик Хорошее Дело .Он относился в любознательному мальчику искренне и душевно .Уделял ему много времени .Беседовал и развивал его .Горький называет учёного-химика ,"лучшим из людей в своём Отечестве" .Это была для мальчика школа жизни .
И конечно " живую душу" в мальчике книги .Они стали его настоящими друзьями на всю жизнь
Участие этих персонажей в жизни Алёши и ему вспоминать своё детство как счастливую пору стать хорошим человеком и преодолеть все тяготы суровых условий жизни .
Многое зависит от самого человека .И А. Пешков сделал в жизни правильный выбор ,идя по дороге добра и справедливости .