Дубровского одолевали тяжелые мысли. «В России невозможно жить честному человеку», - думал Владимир, сидя в вагоне первого класса, уносящего его в далекую Италию, к теплому морю и яркому солнцу. Он устал. Он решил для себя, что начнет новую жизнь, под другим именем в другой стране. Он сознавал, что проиграл в этой борьбе с несправедливостью, что не будет больше отравлять свою жизнь чувством мести. Владимир был достаточно богат, независим, а кроме того – молод и всё еще полон сил. Его ожидало светлое будущее. Но это уже другая история.
в трагедиях французского классицизма утверждались благородство дворянина, его патриотический долг перед государством, военные доблести и высокие моральные качества.
иное мнение о дворянстве сложилось у Журдена, страстно мечтающего во всём походить на знатного господина. Его взгляды на знатность и благородство низменны и искажены. Он видит черты дворянина лишь в том, чтобы овладеть светскими манерами, уметь писать любовные письма и петь серенады, кланяться, роскошно одеваться, давать обеды и театрализованные представления. Таким образом создаётся комический эффект. Мольер осмеивает и обличает не только Журдена, но и всех тех представителей дворянского сословия, которые своим пристрастием к роскоши и праздности дали герою повод для столь нелепого подражания. Если в классицистских трагедиях утверждались положительные идеалы дворянской чести и долга, то Мольер обращает внимание на несоответствие реальной действительности этому идеалу. Высмеивая нелепость притязаний Журдена, комедиограф раскрывает также и подлинное лицо значительной части французской аристократии.