М. Цветаева в своем эссе об известной повести А. Пушкина «Капитанская дочка» высказала некоторые мысли, которые мне хотелось бы напомнить и снабдить своими комментариями...
Поэтесса XX века утверждала, что для нее с самого первого, детского прочтения этой повести установилась такая, как сказали бы критики, «система персонажей»: главный герой — Пугачев, герой второго плана — Гринев, а дальше уже идут едва различимые персонажи, вроде Маши Мироновой, Швабрина, Екатерины II и др., и проч. Поэтому она, Марина, в детстве никак не понимала, почему Пушкин назвал свою повесть - « Капитанская дочка». Сама она назвала бы это произведение - «Вожатый»...
Больше всего Цветаеву удивляло, что Пушкин свою повесть о Вожатом — Пугачеве написал уже после «Истории пугачевского бунта...», то есть зная о зверствах, которые совершал в действительности реальный Пугачев... Во всяком случае множество отвратительных поступков мятежника было описано в документах, составленных и хранящихся в официальных архивах. И вот дворянин Пушкин в своем художественном произведении Пугачева преобразил и — полюбил!
Цветаевой ли не знать, что авторы очень часто больше любят в своих произведениях именно злодея, ибо он получается самым интересным , самым запоминающимся ... Поэтому Марина и оформила свое эссе, как воспоминания маленькой девочки, которая не разбирается в законах построения художественного текста. И эта «девочка» наивно и мудро пишет о дружбе « беленького» с «черненьким», Гринева с Пугачевым. Марина напоминает читателю о том, что есть
«высокое зло» , а есть - предательство. Есть враг достойный, а есть — ничтожество, о котором и говорить -то в повести не хочется. Нельзя любить того, кто подал руку, целовал, говорил о верности … и предал. И совсем другое дело — враги, каждый из которых не будет унижаться, не преклонит колен, не солжет... Такого врага можно и полюбить, даже не переходя на его сторону! О такой «любви» Гринева и Пугачева и пишет Цветаева.
Это враги, каждый из которых тщится делать другому добро, стремится быть великодушным, хочет отблагодарить за любой дружественный поступок. Пугачев хочет сохранить жизнь Гриневу и его возлюбленной, дворянин, в свою очередь, мечтает вырвать Пугачева « из среды злодеев , и его голову»...
Совершенно права Цветаева, заметившая, что после общения с бунтовщиком, Петруша как-то очень быстро поумнел и повзрослел, действует уже не как «недоросль», а как взрослый человек, как состоявшаяся личность. Он понимает, что по долгу службы он должен убить самозванца, во всяком случае он не должен испытывать к нему симпатию...но в сердце своем , к счастью, мало кто волен.
Конечно, эта повесть о том, что в любом противостоянии есть место любви и состраданию, мудрый человек не должен быть никогда ослеплен ненавистью и имеет право оставаться над схваткой, так как почти в любой войне, кроме освободительной, « правда» и « ложь» - понятия условные и исторические.
«Над схваткой» сумел остаться Пушкин в своей замечательной повести
«Капитанская дочка». Повесть, понятно, названа так потому, что представляет собой записки Гринева, для которого самым главным человеком в этой истории была все-таки любимая Маша, от всех этих ужасов бледневшая и падающая в обморок, что и полагалось делать хорошо воспитанной чувствительной дворянской девушке...
Проза любого настоящего поэта почти всегда насыщена символами и метафорами. М. Цветаева в своих статьях тоже остается поэтом, эмоциональным и субъективным. Но в этом и достоинство ее эссе.
Этот роман заставляет задуматься о многом. Но, прежде всего, именно "Война и мир" заставляет нас перестать постоянно искать всеобщий смысл жизни. Толстой учит нас тому, что нужно жить и наслаждаться жизнью здесь и сейчас, чувствовать каждое мгновение и неповторимость каждого дня. Именно это качество так ярко показано в Наташе Ростовой и именно оно нравилось в ней Николаю Ростову, Денисову, князю Андрею и Пьеру Безухову. Каждый из героев искал своё призвание и свой смысл жизни на протяжении 15 лет. Так, Андрей Болконский изначально видел смысл в жизни в том, чтобы найти своё призвание и стать вторым Наполеоном, но, позднее, он понимает, какой мелкий человек Наполеон и какой абсурд был во всех его помыслах ранее. Свой смысл жизни он определил в воспитании сына и нахождении рядом с любимой женой. Но понимает он это поздно. Впоследствии он проходит долгий путь и, дойдя до истины, погибает, но уже абсолютно другим, более опытным и очень мудрым, человеком. То же касается и Пьера. Изначально его смысл жизни заключался в гулянках и пьянках. Но как же его изменило масонство. Ему стали близки идеалы масонов, их стремление к нравственному обновлению, братству "на пути к добродетели". Герой безрезультатно занимается преобразованиями в своих имениях, пытаясь облегчить участь крепостных. В идеалах масонства Пьер разочаровался: члены ложи действуют только с целью выгоды.
Пьер полюбил Наташу за ее непосредственность, внутреннюю красоту, искренность. Они похожи: им чужды условности, предрассудки. После встречи с ней он чувствует себя счастливым.
Всё меняет в его жизни война 1812 года. Ранее Пьер считал своим кумиром Наполеона, но теперь он был готов его убить. Далее, после встречи с Платоном Каратаевым и после плена слуги находили, что Безухов много попростел. Стал добр для всех и это чувствовали даже его враги. Он видел в людях самое прекрасное.
В конце он создает с Наташей практически идеальную семью. Так, Толстой награждает их за пройденный путь.
Хотелось бы закончить фразой Л.Н.Толстого "Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость".