Печорин - нравствеенный калека, у него притуплены многие чувства: "Моя душа испорчена светом, воображение, беспокойное сердце ненасытное".
Он горд и очень эгоистичен: смеялся после сметри Мэри, а счастье для него- удовлетворение своей гордыни, а т.е. "насыщенная гордость". Он не верит в дружбу, считая, что "из двух друзей всегда один раб другого". Он сам запутался в себе, порой не понимает причин своих поступков и всё время копается в самом себе:"Зачем я жил? Для какой цели я родился?"
А вообще, Печорин - образ собирательный, образ включающий себя множество пороков, образ, в которм кахдый может узнать самого себя, сам того не желая:"
Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии. Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина? Если вы любовались вымыслами гораздо более ужасными и уродливыми, отчего же этот характер, даже как вымысел, не находит у вас пощады? Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?.."Байрон - властитель дум. Его произведения захватывали умы и сердца современников и потомков, по тому что темы этих стихотворений - личностные переживания, борьба за свободу, любовь и смерть - были и будут актуальны всегда. Я буду рассматривать тему отрешенности от общества и презрения ко всему человеческому роду на примере двух стихотворений - ''Строки, адресованные преподобному Бичеру в ответ на его совет чаще бывать в обществе'' и ''Надпись на чаше из черепа'', написанные примерно в одно время - 1806 и 1808 годах соответственно. Эти произведения созданы в начале карьеры поэта, еще до того, как он отправился в путешествие и до того, как стал популярен. Основной темой первого стихотворения(строки, адресованные преподобному...) является стремление главного героя(и автора в его лице) стяжать себе и своему роду славу, чтобы им гордились потомки, а внуки вдохнолвлялись его жизнью. Но кроме этой, в произведении видна еще одна тема - бессмысленность и некая ''навязчивость'' социальной жизни. ''Но, по мне, одиночество лучше, а свет Предоставим презренным повесам.'' В этих строках автор показывает, что ему гораздо комфортнее в одиночестве, что активная социальная жизнь - удел ''повес''. ''Для чего мне сносить ненавистный надзор, По-пустому растрачивать годы?'' Под словом ''надзор'' Байрон, скорее всего, подразумевает тот факт, что его, лорда, жизнь постоянно освещена, постоянно кто-то за ним наблюдает и обсуждает, что ничего в его жизни не происходит тайно. Эпитетом ''ненавистный'' поэт дает нам понять, что он против этого надзора, что он(между прочим, еще очень молодой - на момент написания автору было 18 лет), устал от такой жизни. Возможно, эта усталость от общественной жизни, которая вторгается и лишает его личной жизни, послужила если не причиной - то как минимум предпосылкой его предстоящего путешествия. Во втором стихотворении тема несколько отличается. Его недовольство общественными порядками перерастает в презрение по отношению ко всему человеческому роду, он даже не прикрывает свое циничное отношение к людям. ''Что нам при жизни голова? В ней толку - жалкая крупица. Зато когда она мертва, Как раз для дела пригодится.'' Автор открыто заявляет, что многие из нас были бы гораздо более полезны, будучи мертвыми. ''Иссохшим в черепе мозгам Вино - не высшая ль замена?'' ''Пить вино интереснее, чем разговаривать с иными людьми'' За два года сильно возросло эмоциональное напряжение поэта, и спустя год он ''бежит'' от общества и следующие три года проводит в одиночестве. Произведения Байрона занимали и будут занимать души людей, потому что каждый сталкивался с этими проблемами в своей жизни в большей или меньшей степени. Каждый хоть раз был не понят и не принят обществом, каждый хоть раз уставал от общения и людей в целом. И байрон смог в точности описать это состояние, его фразы о том, что вино лучше мозга, что некоторые люди гораздо полезнее, будучи в ''форме'' чаши, преисполнены цинизмом и презрением к людям. Именно так чувствуют себя люди, уставшие от общества, или даже жизни в целом. Но это касается не только этих произведений и не только этой темы. По-моему, именно понимать и точно переводить на бумагу свои чувства сделала автора популярным и любимым многими поколениями. Точность и правильность описания чувств - характерная черта всех произведений Джорджа Байрона
Предатель или герой?
– У нас некоторые говорят о Хаджи-Мураде как о разбойнике…
– Это разговоры несведущих людей. Я тебе прочту отрывок из письма Воронцова: «...Хаджи-Мурад, действительно, был замечательный человек, смелости, можно сказать, безумной, не знающий страха, вместе с тем имевший много природной хитрости, совершенное знание Дагестана... Хаджи-Мурад умер отчаянным храбрецом, каковым и жил…». Если так о нём говорили его современники, то яснее ясного, что сегодняшние разговоры о разбойнике-злодее придуманные. Что касается набегов Хаджи-Мурада, то во время войны экономику противника надо уничтожать или конфисковать. Возьми историю любой войны, и ты увидишь, что причинение экономического ущерба врагу и его союзникам является одной из приоритетных задач воюющих.