сюжет романа, ориентированный на реальные события 1908-1909 гг. (разбойную деятельность «благородного» атамана а.и. савицкого и его отряда на территории черниговской, орловской, могилевской губерний), обогащается традицией — народнического, неославянофильского, романтико-байронического происхождения. предпринимаемые автором попытки толковать современные события сквозь призму мифов ставят перед исследователями проблему притяжения андреева-романиста к символистскому роману, разрешимую в свете культурно-семиотического подхода тартуской школы.
мы подходим к роману «сашка жегулев» с другим ключом — с тем, который открывает для нас специфику андреевского неомифологизма, связанную прежде всего с антимифологическим движением художественной мысли автора. в поле нашего исследования попали вызревающие в недрах все той же неклассической художественности зерна иного подхода к мифу — «критики мифа» (ин. анненский), обнаружившие в экзистенциально-экспрессионистском мироощущении андреева благодатную почву и проросшие в романное мышление серебряного века причудливыми ростками. предлагаемый здесь анализ текста имеет целью отчетливее представить превращение библейского мифа о крестном пути иисуса христа, осложненного национально-государственным и гражданским подтекстом и нацеленного в таком виде на актуальнейшие события современности, в свою религиозно- противоположность — антимиф о приходе ложного спасителя.
избранность саши, предвещающая его судьбу как святого мученика, обнаруживается уже в детские годы. это проявляется во внешности, характере, поведении: «тош, что называют ясным детством, кажется, совсем не было у саши погодина. хотя был он ребенком, как и все, но того особого чувства покоя, безгрешности и веселой бодрости, которое связано с началом жизни, не хранила его чувство тяжелой усталости и неведомых тревог лежало бременем уже на первых отроческих днях его». портрет саши, исполненный в лубочном стиле, содержит в себе экспрессионистские штрихи. « темные, иконописные — точно обведенные перегоревшим, но еще горячим, коричнево-черным пеплом» глаза саши предвещают его трагическую судьбу.
переезд матери героя елены петровны в тихий губернский город н. ради спасения детей от нарастающих сил зла приобретает в свете миссианско-апокалиптической темы мифопоэтическую окраску. ситуация вечного разрушения, угрожающего матери гибелью сына, образует устойчивое звено в архаическом сюжете: «ангел господень является во сне иосифу и говорит: встань, возьми младенца и матерь его, и беги в египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо ирод хочет искать младенца, чтобы погубить его» (ев. от благородные устремления елены петровны устроить жизнь на новом месте по законам «строжайшей чистоты» и красоты превращаются в нечто безрассудное. «но одного все же не предусмотрела умная елена петровна: что наступит загадочный день, и равнодушно отвернутся от красоты загадочные и нежное, чистое тело свое отдадут всечеловеческой грязи, преломление библейской темы сквозь призму сообщает художественному миру романа неославянофильскую тональность.
сакральная связь саши погодина с лесными братьями раскрывается во всей своей полноте в главе «рябинушка». центральным в этой главе становится образ души. автор-повествователь использует для его создания средства музыкальной инструментовки. через все повествование рефреном проходят строки из народной песни «ты, рябинушка, ты, », символизирующей судьбу революционной россии. атмосфера откровения и радостного приятия мира рождается из хорового исполнения лесными братьями песни под музыкальное сопровождение петруши.
однако развитие сюжетных событии обнаруживает конфликт библейского мифа с . жертвоприношение героя утрачивает свой сакральный смысл. духовная связь сашки жегулева с лесными братьями распадается. смерть петруши символична, гак как вместе с ним умирает поэзия народного бунтарства. отныне поэтический покров сорван с «благородного разбоя». в главе «васька плясать хочет» заявлена воля васьки щеголя, воплощающего самые темные стороны духа. приговор еремея гнедых, героя, в котором автор усмотрел благородную породу крестьянства, приводит сашу к «пробуждению» от богоизбранности. «подлизываешься, много денег награбил, много христианских душ загубил, злодей непрощенный? » обвинение саши в воровстве, присвоении общих денег, укор в бессовестливости священному деянию особую драматичность. ведь именно саша погодин призван разбудить мужицкую совесть и тем самым освободить народ от тяжести греха. к тому же зачинщиком ссоры жегулева с лесными братьями оказывается васька щеголь.
какой малый срок разделяет пушкинского онегина и лермонтовского печорина! первая четверть и сороковые годы xix века. и все же это — две разные эпохи, разделенные незабываемым для событием — восстанием декабристов. пушкин и лермонтов сумели создать произведения, отражающие дух этих эпох, произведения, в которых затрагивались проблемы судьбы молодой дворянской интеллигенции, не умеющей найти применения своим силам.
герцен назвал печорина «младшим братом онегина», так что же общего в этих людях и чем они отличаются?
онегин, прежде чем стать «молодым повесой», получил традиционное воспитание и обширное, но достаточно поверхностное образование. из-за того, что в итоге он мог «совершенно» изъясняться по-французски, легко танцевать мазурку и «кланяться непринужденно», «свет решил, что он умен и мил». однако, быстро пресытившись бесплодной суетой светской жизни, онегин начинает ею тяготиться, но ничего не находит взамен. понимая всю никчемность существования светских людей, онегин начинает презирать их, уходит в себя, предается « хандре». живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, онегин совершает целый ряд недостойных поступков. к моменту знакомства с ним пушкин отмечал в онегине «неподражательную странность», «резкий охлажденный ум», «мечтам невольную преданность», внутренний разрыв и непонимание между ним и окружающими людьми. невзирая на глубокое презрение к «свету», онегин остается зависимым от общественного мнения, и результате убивает своего друга ленского. эгоизм приводит «повесу пылкого» к тяжелой душевной драме и разладу с самим собой.
о прошлом печорина нам известно не так много, в основном — со страниц его собственного дневника, из его разговоров с другими людьми. мы узнаем, что у печорина «душа испорчена светом»: «с самого детства все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились». теперь же окружающие часто не понимают ни мыслей печорина, ни его поступков, а он же (и часто весьма оправданно) считает себя на голову выше окружающих. в отличие от онегина, печорин не сторонится людей, не избегает контактов с ними, а напротив, становится чрезвычайно тонким психологом, способным разобраться не только в чужих поступках и мыслях, но и чувствах. к сожалению, общение с ним чаще всего приносит людям и даже ему самому лишь страдания и неудовлетворенность. в отличие от онегина, печорин еще не устал от жизни, он во все вмешивается, многим интересуется, но он не способен по-настоящему любить и дружить. и если от любви к онегину (а после — от любви онегина) у пушкина страдает только татьяна, то печорин приносит несчастье всем женщинам, с которыми он сталкивается: бэле, вере, княжне мери, даже подруге контрабандистов.
проблема онегина — в неспособности сделать свою жизнь интересной, яркой, наполнить ее значительными событиями. печорина же волнует вопрос о цели собственной жизни, ее смысле. сознание потерянных возможностей постоянно преследует его, поскольку его вера в свое «назначение высокое» не находит реального, подтверждения. и один, и второй дорожат своей свободой, вольностью, но оказывается, что они слишком часто приносят ей в жертву то, что им по-настоящему дорого.
различия в судьбах и характерах героев объясняются различиями эпох: жизнь россии накануне декабрьского восстания (онегин) и тяжелая политическая реакция после поражения декабристов (печорин). и онегин, и печорин принадлежат к типу «лишних людей», т. е. таких людей, для которых в окружавшем их обществе не находилось ни места, ни дела. и все же, даже презирая окружение, онегин и печорин были детьми этого общества, то есть героями своего времени.