Девочка на шаре" заключается в том, что родители часто не замечают, чт происходит в душе ребёнка, проблемы детей кажутся им мелкими, неважными. Главный герой впервые испытал сильное чувство восхищения: его поразила юная эквилибристка, которая выступала в цирке на шаре. Сначала отец не воспринимает отчаяние сына всерьёз, пытается отвлечь его внимание, но вскоре понимает, что для Дениски отъезд девочки — большая трагедия, а он ни чем не может ему Отец чувствует свою вину, так как не смог пойти с сыном в цирк сразу, как обещал. Главная мысль этого произведения в том, что родители должны быть внимательны к своим детям, чтобы им пережить не детские разочарования.
Из его же слов можно понять, что он был человеком, который жил скромно, практически ничем не отличаясь от остальных людей. Иван Васильевич учился в университете, как и все молодые люди, любил хорошо отдыхать, кутить с товарищами и кататься с гор с барышнями. Сам себя он характеризует как «веселого и бойкого малого, да еще и богатого». Главный герой в сороковых годах девятнадцатого века не был безобразен, любил танцевать, поэтому не мог пропустить бал, особенно тот, на котором должна была присутствовать девушка, небезразличная Ивану Васильевичу. Он нравственно чист, у него есть совесть, сострадание и человеколюбие.
Тульский мастер. Его внешняя характеристика довольно скудна: "косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны". Он один из трех мастеров, которым поручили создать изделие более удивительное, чем английская танцующая блоха. И эти три умельца подковывают блоху. А Л. делает гвоздики для подков. Образ Л. очень неоднозначный: и положительный, и иронически-негативный. С одной стороны, он очень искусный мастеровой, замечательный умелец. С другой стороны, он чрезвычайно забит, считает себя абсолютно незначительным существом. Англичане предлагают Л. остаться у них, но он отвергает это предложение. И здесь играет большую роль не только чувство патриотизма, но еще и неверие в возможность жить лучше, в человеческих условиях. Л. полностью забитое существо, которому даже в голову не приходит мысль о каком-то малейшем сопротивлении обстоятельствам. Жизнь его заканчивается трагично. Он заболевает и умирает безызвестным, никому не нужным, лишенный всякой заботы. Трагическая судьба Л. противопоставлена истории англичанина, приехавшего в Петербург вместе с ним. Того очень заботливо приняли в английском посольстве. Лесков отмечает, что безразличие к человеческой жизни - чисто русское качество. Погиб человек из народа, редкостный умелец с золотыми руками, и никто об этом не узнал. Важно заметить, что в описании Л. есть много комического. Этот искусный мастер был не только левшой, но и еще и косым. И это не помешало ему сделать невероятно тонкую работу, не заметную человеческому гл