Объяснение:
В рассказе описывается история двух сослуживцев, попавших в плен к татарам. Они оказались в одинаковых условиях, но ведут себя по разному. Сравнивая, портреты героев у нас возникает разное отношение к героям. К Костылину появилось презрение, неприязнь, от описания его внешности. Такой жалкий, ничтожный человек может быть слабым, готовым на подлый поступок. «... мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льётся». Жилин: «Невелик ростом, а удал был». Он внешне обычный человек, но чувствуется в нём сила и мужество. Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной», любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов. Костылин не любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь». Сравниваем поступки героев, Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. «Не боялся да не буду бояться вас, собак!» Костылин - уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. главная цель Жилина - освобождение, поэтому он делает подкоп, внимательно следит за тем, что происходит в татарском ауле, ждёт подходящего момента. Жилин вызывает симпатию не только у хозяина, где живёт, но и у простых татар своей храбростью, мастерством. Завязывается крепкая дружба с Диной. Костылин -эгоист, заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен на подлость. Он не совершает поступка, не бежит из плена. Костылин не герой, он не на большой поступок. Жилин - смелый, решительный, мужественный человек. Это самый настоящий герой.
Андриан Прохоров - бесконечно мрачный работник
похоронной индустрии, для которого смерть стала жизнью,
он даже тост поднимает за здоровье мёртвых.
Любой человек для него - не человек, а потенциальный
наполнитель гроба.
Трудовые будни его наполнены опасением, что его
конкуренту достанется богатый заказ - на погребение
купчихи Трюхиной, находящейся при смерти.
Характер Адрияна Прохорова мрачный.
Мрачная нота вносится ремеслом персонажа.
Но у простого гробовщика возникает потребность
видеть перспективу жизни, её динамику, которая
должна разрушить неизменность бытия, то есть
обозначить смысл и значение
дальнейшего существования.
Поэтому приглашение к себе на новоселье мертвецов-
это “бунт” Прохорова.
“Чем ремесло моё не честнее прочих? ”…разве гробовщик
брат палачу?.. ”
О чём здесь речь?
О достоинстве человеческого существования, не меньше.
Автор предлагает в обыкновенном человеке
увидеть нечто большее, значительное
(при этом не делая героя лучше, не приукрашивая
характера).
Страшный сон гробовщика, в котором он приглашает
мертвецов, которых он некогда обслужил, на новоселье.
условно подразделяется на две части.
Первая часть сна Адриана включает в себя хлопоты героя
на похоронах купчихи Трюхиной.
"Целый день разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и
обратно... и только к вечеру все сладил".
И уже в этой части есть намек на склонность Адриана к
жульничеству: в ответ на доверчивость наследника
гробовщик "побожился, что лишнего не возьмет;
значительным взглядом обменялся с приказчиком и поехал
хлопотать".
Вторая часть сна - посещение Прохорова мертвецами,
которые с радостью при-ходят на его новоселье.
Но один из них вдруг намекает на нечестность гробовщика,
на его профессиональную недобросовестность:
"Ты не узнал меня, Прохоров, – сказал скелет.
– Помнишь ли отставного сержанта гвардии Петра
Петровича Курилкина, того самого, которому ты продал
первый свой гроб — и еще сосновый за дубовый?"
Объятия сержанта Курилкина, брань и угрозы мертвецов-
кульминация сна гробовщика, которая является
одновременно и кульминацией всей повести.
Таким образом, здесь же мы видим объяснение
непонятных чувств Адриана, связанных с новосельем.
А на какие деньги приобретен им тот самый желтый домик?
Вероятно, не раз приходилось ему плутовать, обманывать
мертвых .
Адриана угнетает непонятное ощущение, но это не что иное,
как пробуждение его совести.
Сон выражает тайные страхи человека.
Пушкинский гробовщик боится не просто мертвецов как
таковых,
он боится встречи с людьми, которых он обманывал.
Во сне Прохорова как бы пробуждается "его оттесненная
совесть". Развязка повести - счастливое пробуждение
Прохорова, его разговор с Аксиньей.
После кошмарного сна герой освободился от угнетавших
его чувств, от обиды и больше не держит зла на своих
соседей.
Сон, явленный герою – это всего лишь предупреждение,
намек на то, чтобы герой исправился, стал честно
работать и брать за свой труд назначенную плату,
не требуя себе ничего лишнего.
Это его душу от разложения, он перестанет желать
смерти ради собственного обогащения.
Объяснение:
Салтыков-Щедрин работал в военной канцелярии и был чиновником, поэтому прекрасно видел всю спесь, мошенничество и бес высших кругов населения. Это он и отразил в повести, ясно намекнув на то, что обилие медалей и высокий чин ещё не показатели трудолюбия и честности. Читатель предлагает нам самим увидеть мелкие души двух генералов, не даже найти себе еду и постирать бельё. Они заставляют работать на себя мужика, из чего складывается вывод - генералы живут на чужой хлеб. Не окажись на острове трудо мужчины - и померли бы бедолаги. В повести также есть такой эпизод - дабы мужик не сбежал, генералы приказывают ему свить верёвку и обвязать ею себя. Это намёк на неосознанность крестьян, их непонимание проблемы и обстановки, "темноту". В конце узнаётся, что генералы вернулись домой, а мужику дали только пятак на водку и кусок хлеба в благодарность. Чиновники обирали и трясли последние гроши с непонимающих крестьян, которые именно из-за своей непросветлённости в политических делах не могли устроить революцию или мятеж. Кроме того, царскими руками было построено множество тюрьм, куда сажали тех редких крестьянских вожаков и интеллигентов, которые понимали весь кошмар жизни и подумывали о том, чтобы развязать конфликт.