Человек, высшая ступень живых организмов на земле, субъект общественно- деятельности и культуры. ч. — предмет изучения различных областей знания: социологии, психологии, , педагогики, медицины и др. перерабатывая многообразные данные этих наук, философия даёт им определенное истолкование и осмысление. вопрос о природе (сущности) ч., его происхождении и назначении, месте ч. в мире — одна из основных проблем в философской мысли. в древней китайской, индийской, греческой философии ч. мыслится как часть космоса, некоторого единого сверхвременного "порядка" и "строя" бытия ("природы"), как "малый мир", микрокосм (демокрит) — отображение и символ вселенной, макрокосма (в свою очередь понимаемого — как живой одухотворённый организм). ч. содержит в себе все основные элементы (стихии) космоса, состоит из тела и души (тела, души, духа), рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристотелизм) или как две разнородные субстанции (платонизм). в учении о переселении душ, развитом индийской философией, граница между живыми существами (растениями, животными, ч., богами) оказывается подвижной (см. также карма); однако только ч. присуще стремление к "освобождению" от пут эмпирического существования с его законом кармы — сансары. согласно веданте, специфическое начало ч. составляет атман (душа, дух, "самость", субъект), тождественный по своей внутренней сущности со всеобщим духовным началом — брахманом. в философии аристотеля нашло выражение, определяющее для античной философии понимание ч. как живого существа, наделённого духом, разумом ("разумной душой", в отличие от сенситивной и вегетативной души) и способностью к общественной жизни.
Вобщем-то он обыкновенный парень — шофер пашка колокольников. живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается с самыми разными людьми. но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым, только если вокруг всем хорошо. собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других людей. ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит… он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. сюжет путешествия и путешествующий герой — паша колокольников — позволили автору вторгнуться в мир реальности и проявить его настрой, его житейские и человеческие проблемы. фокус состоял в том, что в путешествие отправлен фольклорный персонаж — непобедимый, добрый, желающий всем вокруг, напасти юмором. сколько вокруг судеб, одиноких людей, тяжких воспоминаний. важно настроиться на счастье, на удачу, и все может перемениться. пашка и становится настройщиком душ. там, где нужно, он товарища на работе подменит, горящую машину в безопасное место уведет, двух пожилых людей сведет, чтобы были они счастливы, вместе коротали жизнь. он впитывает в себя поверья, разыгрывает спектакли, дурит людям голову, шутя с ними и посмеиваясь над собой. он готов бичевать мещанство, поносить несчастных слоников, стоящих на комоде в доме своей подруги, объяснять ей, каким должен быть культурный быт, какой должна стать она сама, чтобы быть счастливой, а в ответ получит горькую отповедь, услышит о непоколебимых правилах жизни среди людей, которые нельзя ломать, не сломав человека. он услышит рассказ о девушке, бродящей по земле и предвещающей беду, и во сне встретится с ней, узнав свой женский идеал. он даст интервью журналистке в больнице, будет представляться, ерничать, завлекая столичную корреспондентку. но на вопрос: почему же он совершил свой подвиг, ответит быстро — по глупости. ведь ясно — любой бы так поступил, просто он был первым.