Гринев Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства» , составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг. Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.
Все «случайности» сюжета А С Пушкина подчинены высшей закономерности — закономерности свободного выбора личности в обстоятельствах, предложенных ей историей. Эти обстоятельства могут складываться так или иначе, благополучно или неудачно; главное не в этом, а в том, насколько свободен человек от их власти. Пугачев, в чьих руках громадная власть вершить человеческие судьбы, не свободен от той стихии, что привел в движение; оренбургский генерал, отказывающийся послать Г. на бой за Белогорскую крепость, не свободен от своей осторожности; Швабрин не свободен от своего собственного страха и своей душевной подлости; Г. свободен до конца и во всем. Ибо действует он по велению сердца, а сердце его свободно подчинено законам дворянской чести, кодексу русского рыцарства, чувству долга.
Законы эти неизменны — и тогда, когда нужно оплатить огромный бильярдный долг не слишком честно игравшему Заури-ну; и когда нужно отблагодарить случайного проводника тулупчиком и полтиной. И когда следует вызвать на дуэль Швабрина, выслушавшего гриневские «стишки» в честь Маши и презрительно отозвавшегося как о них, так и о ней. И когда пугачевцы ведут героя на казнь. И когда помиловавший героя Пугачев протягивает руку для поцелуя (Г. , естественно, не целует «ручку злодею») . И когда самозванец прямо спрашивает пленника, признает ли тот его государем, согласен ли послужить, обещает ли хотя бы не воевать против него, — а пленник трижды, прямо или косвенно, отвечает «нет» . И когда Г. , однажды уже судьбою, в одиночку возвращается в расположение пугачевцев — чтобы выручить возлюбленную или погибнуть вместе с нею. И когда, арестованный собственным правительством, не называет имени Марьи Ивановны.
Именно эта постоянная готовность, не рискуя понапрасну, тем не менее заплатить жизнью за свою честь и любовь, — делает дворянина Г. до конца свободным.
Такое поведение превращает самого простодушного из героев «Капитанской дочки» в самого серьезного из ее персонажей. Эта серьезность Гриневского образа оттенена легкой усмешкой, с какой автор описывает «жизненное пространство» других героев. Пугачев царствует в избе, оклеенной золотой бумагой; генерал планирует оборону от пугачевцев в яблоневом саду, утепленном соломкой; Екатерина встречает Машу как бы «внутри» пасторали: лебеди, парки, белая собачка, «срисованная» Пушкиным со знаменитой гравюры художника Уткина, изображавшей Екатерину «домашним образом».. . И только Г. и Савельич окружены открытым пространством судьбы; они постоянно устремлены за ограду — дворянского ли Оренбурга, пугачевской ли крепости; туда, где они не защищены от обстоятельств, но внутренне свободны от них. (В этом смысле и тюрьма для Г. — тоже открытое пространство.)
Как и во многих других произведениях, здесь Шолохов обратился к проблеме национального характера, к изображению трагического жизненного пути русского человека. Читая "Судьбу человека", понимаешь, что рассказ написан в "полемике" с писателями "потерянного поколения", которые считали, что человек не может на войне сохранить "душу живу". Шолохов же был уверен, что это возможно. Самое поразительное в рассказе — сочетание высокой трагедийности и человечности. Война, утрата семьи, потеря сына, муки, которые пришлось перенести в немецком плену, — трагическое наполнение жизни главного героя Андрея Соколова — не убили в нем "человека".
Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе
является купец Савел Прокофьевич Дикой.
Основные черты Дикого - грубость, невежество, вспыльчивость
и вздорность характера.
"Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!
Ни за что человека оборвет",- говорит о нём Шапкин.
Вся жизнь Дикого основана на ругательстве.
Ни денежные расчеты, ни поездки на базар-"ничего у него без
брани не обходится".
Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему
из Москвы племяннику Борису. Вконец затравил Дикой
племянника, зная, что тот находится от него в полной
материальной зависимости.
Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи,
от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках
да в чуланах.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними,
над которыми можно безнаказанно покуражиться .
Благодаря деньгам он держит в своих руках обывателей
и издевается над ними.
Самодурство Дикого особенно резко выражает в том,
что его отношения к людям и суждения о них не имеют
никакого основания, кроме личного произвола и
необузданности.
Он, например, называет бедного мещанина Кулигина
вором и сердится на его обиду.
Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала.
"Толстосумы" почитались тогда "именитыми людьми",
перед которыми бедняки вынуждены были заискивать
и пресмыкаться.
Пасует Дикой лишь перед теми, кто дать
ему отпор.
Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с
проезжим гусаром, а после опять-таки выместил
свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам.
Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в
ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной,
создававшей почву для необузданного произвола.
Другой причиной процветанию самодурства,
было невежество.
Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в
сцене его разговора с Кулигиным относительно
устройства громоотвода.
Язык человека, манера говорить и самая интонация
речи обычно соответствуют характеру человека.
Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого.
Речь его всегда груба и насыщена бранными,
оскорбительными выражениями и эпитетами:
разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п.
Характерно, что практически никто не оказывает Дикому
активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так
уж и сложно: на перевозе его "обругал" незнакомый гусар,
не робеет перед ним и Кабаниха.
"Нет над тобой старших, вот ты и куражишься",-
прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна.