У Пушкина были очень знаменитые родственники. Как он писал сам: Прапрадед его был арапчиком самого Пётра великого, Дед оставался верен своему императору при свершении Пётра 3 после этого он просидел под заключением до конца жизни. Так же любовь ко чтению маленькому Саше привила его бабушка. Да и вообще вся семья Ганнибалов(по маминой линии) была известна к царскому двору.
Образ рябины не возникает, а повторяется (обрамляет стих!) в финале, с него начинается стихотворение! А между началом и финалом – упомянут Иоанн Богослов, чей образ ассоциируется с концом Света, с Апокалипсисом. 8 октября - поминание его преставления. Марина Ивановна Цветаева родилась осенью 1892 года, 26 сентября по старому или 8 октября по новому стилю, в пору листопада и пламенеющих рябин. С ее рождением "рябина зажглась". Поэтическая молодость Марины пришлась на время расцвета символизма, для которого характерны недосказанность, намеки, символы, знаки. Поэтому ее творчество сопровождает этот образ русского дерева, чьи ягоды в преддверии зимы становятся ярко-красными, огненными, "жаркими". Это не реально описанное дерево, а знак судьбы, предопределение. Рябина - последняя перед зимой яркая краска, опушенная снегом ягода, пища дроздов свиристелей и снегирей. Жаркая рябина символизирует страстность натуры, гордыню, исключительность, но и в то же время трагичность, одиночество, зиму. И " жаркой рябины горькая кисть" – то, что декларирует Марина Цветаева, к чему она будет привязана всегда, как утверждает в последней строфе. Это ее судьба, жизненная и поэтическая, терпкая, суховатая, в которой много горечи и горестей. О ней поэтесса пока догадывается, стихотворение датировано:16 августа 1916. Но Цветаева не желает другой, хочет грызть горькую, но яркую и своеобразную кисть-жизнь, грызть, пока не кончатся все годы-ягоды.
Прочитаем стихотворение по слогам, выделяя голосом слоги, которые в соответствии с ритмом будут ударными. Крас-но-ю кисть-ю Ря-би-на за-жглась. Па-да-ли листь-я. Я ро-ди-лась.
Спо-ри-ли сот-ни Ко-ло-ко-лов. День был суб-бот-ний: И-о-анн Бо-го-слов.
! _ _ / ! _ ! _ _ / ! ! _ _ / ! _ ! _ _ / ! Четко выделяется (разделим "/") начальный фрагмент стиха "! _ _" : три слога, с ударением на первом. Это дактиль. Двустопный, так как вторая стопа тоже начинается с ударного слога, но она неполная. подчинена перекрестной рифме с женским окончанием 1 и 3 стиха и мужским - 2 и 4. В схеме можно заметить особенности: а) В четвертом стихе второй строфы из-за сложного имени И-о-анн двустопный дактиль "_ _ /!_ _ / ! " представляется анапестом. "_ _ ! / _ _ !" но это тоже трехсложный (состоящий из трех слогов) размер. Может, если читать Йан Богослов, дактиль будет виден четче? ! _ _ / ! б) У Марины Ивановны Цветаевой сложный ритм коротких строчек - характерная черта поэзии. Если записать в строчку два первых стиха первой строфы, то получим классический дактиль. ! _ _ / ! _ _ / ! _ _ /! То же будет, если в рассмотренный выше примере записать, как мы произносим, И-анн Богослов: День-был - суб- бот-ний И-анн Бо-го-слов: "! _ _ / ! _ _ / ! _ _ /!" Т.е. это трехсложный размер, один слог ударный, два безударных, что и требовалось доказать.