Сергей Александрович Есенин родился в селе КонстантиновеРязанской губернии (21 сентября по старому стилю). Вскоре отец Есенина уехал в Москву, устроился работать там приказчиком и поэтому Есенина отдали на воспитание в семью деда по матери. У деда было трое взрослых неженатых сыновей. Сергей Есенин потом писал: “Мои дяди (трое неженатые сыновья деда) были озорными братьями. Когда мне было три с половиной года они посадили меня на лошадь без седла и пустили в галоп. Ещё меня учили плавать: сажали в лодку, плыли на середину озера и бросали в воду. Когда мне исполнилось восемь лет, я заменял одному своему дяде охотничью собаку, плавал по воде за подстреленными утками.”
Творчество С. А. Есенина занимает важнейшее место в литературе XX века. Русский поэт, выходец из крестьянской семьи, стал продолжателем дела Пушкина и Гоголя, Толстого и Чехова. Есенину удалось еще больше "раздвинуть границы" народного языка. А его сакраментальная любовь к родному краю определила своеобразие лирики.
Главной темой лирики Есенина всегда является Родина, любовь к родной земле. Поэт сам так характеризует свои стихи: “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве”. О чем бы не пел Есенин, его чувства и эмоции всегда отражались через восприятие Родины.
До революции у С. А. Есенина вышел сборник стихотворений "Радуница", в котором он размышляет о Руси, о ее пути, о любви и о назначении поэта. Но все философские во неизменно отражаются через описание родного края:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосёт глаза.
Он воспевает "озерную синь", "голубые дали", "белые веки Луны", "желтые поводья месяца". Вообще, цветовые эпитеты – это еще одна характерная черта есенинской лирики. Через краски поэт умеет передать тон и настроение.
Например,
Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Черный – цвет грусти и печали, а у Есенина он заиграл новыми оттенками. Черный – как цвет плодородной земли. И как же не любить эту землю, которая кормит!
Любовь к Родине у поэта безразмерна, она определяет главные мотивы поведения. Например, Есенин пишет:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам...
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
Стихотворение было написано в 1916 году. В воздухе уже витал дух революции. И Есенин воспримет революцию с радостью, с облегчением. Но поэт ошибся. Он думал, что революция принесет облегчение деревне, наступит этакий "мужицкий рай". А получилось совсем не так. Это непонимание идей революции сделало его чужим в родной стране. Тогда и появляются в лирике Есенина мотив грусти, обреченности, который станет основным для его поздней лирики. Он пишет:
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
В начале 20-х годов Есенин еще больше разочарован в революции. Появляются гневные строки:
"Пустая забава! Одни разговоры!
Ну что же? Ну что же мы взяли взамен?
Пришли те же жулики, те же воры
И вместе с революцией всех взяли в плен..."
Но до конца Есенин остается верным своему кредо: "Я – последний поэт деревни". Он воспевает деревню быт. Да, болит душа, что не свершилась обновления. От этого любовь к Родине стала щемящей, грустной. Поэт не понимает новых людей, не принимает этого обновления, но благословляет свою Родину, любит ее также сильно и беззаветно. Пусть он теперь "чужой", но любовь к Отечеству по-прежнему – самая главная тема.
Подробнее - на -
Объяснение:
Что такое патриотизм? Я думаю, патриотизм - это любовь к своей Родине, месту, где ты вырос, жил. Патриотизм также - это и уважение к своей стране, к людям, живущим в ней, к природе. Но нужны ли для доказательства этого пышные речи? Я считаю, что нет. Настоящий патриот не станет говорить о том, как он любит свою страну. Он будет действовать. Действовать ради блага своей Родины. Не важно, какие это будут действия, главное, чтобы они шли от чистого сердца. По моему мнению, Петя Ростов в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир" был настоящим патриотом. Узнав о беде, которая обрушилась на Россию, он стал в армию. Отец поддержал его идеи и записал Петю в полк на службу. Пете очень хотелось воевать по-настоящему и, когда его послали к Денисову, он остался у него, узнав. что они должны были идти в наступление.
Объяснение:
Литература не должна наклоняться в уровень с обществом в его темных или сомнительных явлениях. Во что бы то ни стало, при каких бы обстоятельствах ни было, она не должна ни на шаг отступать от своей цели — возвысить общество до своего идеала — идеала добра, света и истины.
Литература служит представительницей умственной жизни народа.
Наши собственные несчастия всегда кажутся нам исключительными, не подлежащими сравнению.
Как гонение на стихи не может убить поэзии, точно так же никакая благосклонность к стихам не создает даровитых поэтов.
Правдивое признание заслуг, честь и благодарность ожидают всякого совестливого труженика мысли. Но горе и стыд тем, кто приносит истину в жертву корысти и самолюбию.
Где розы, там и тернии – таков закон судьбы.
Ревность легковерна, как дитя, и бешена, как дикое животное.
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно.
Блажен болтающий поэт,
И жалок гражданин безгласный!
В ошибках юность не вольна:
Без слёз ей горе не понятно,
Без смеху радость не видна…
В стремленье к идеалу
Дурного, впрочем, нет.
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
Где ж, как не в буре,
И развернуться славянской натуре?
Где логика? Отцы – злодеи,
Низкопоклонники, лакеи,
А в детях видя подлецов,
И негодуют и дивятся,
Как будто от таких отцов
Герои где-нибудь родятся?
Где розы – там и тернии -
Таков закон судьбы.
Да! Но всё-таки грустен напев
Наших песен, нельзя не сознаться.
Переделать его не сумев,
Мы решились при нём оставаться.
Если проза в любви неизбежна,
Так возьмём и с неё долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья.
Есть времена, есть целые века,
В которые нет ничего желанней,
Прекраснее – тернового венка…
Живой печётся о живом,
А мёртвый спи глубоким сном…
Знай: сила не в богатстве,
Не в том – велик ли, мал ли чин
А в равенстве и братстве!
И погромче нас были витии,
Да не сделали пользы пером…
Дураков не убавим в России,
А на умных тоску наведём.
Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрёшь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее служить могла бы лира?..
Как ни дорого бедному жить,
Умирать ему вдвое дороже.
Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Красотой нас нельзя победить,
Удивить невозможно развратом.
Кто болен сам, тот весело и жадно
Внимает вести о больном…
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдаёт
На борьбу за брата человека.
Только тот себя переживёт.
Лишь тот, кто под землёй сокрыт,
Надежды в сердце не таит…
И в тех лишь нет надежды вновь,
В ком навсегда застыла кровь.
Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем!
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой…
Не сочувствуй ты горю людей,
Не читай ты гуманных книжонок.
Но не ставь за каретой гвоздей,
Чтоб вскочив, накололся ребенок!
Немота перед кончиною
Подобает христианину…
Нет в жизни праздника тому,
Кто не трудится в будень.
Отрадно видеть, что находит
Порой хандра и на глупца,
Что иногда в морщины сводит
Черты и пошлого лица…
Правительство казнит открытого злодея,
Сатира действует и шире и смелей,
Как пуля находить виновного умея.
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди!..
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте вам скажет сердечное
Русский народ…
Слова… слова… красивые рассказы
О подвигах… но где же их дела?
Иль нет людей, идущих дальше фразы?
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей…
Страшись их участь разделить,
Богатых словом, делом бедных,
И не иди во стан безвредных,
Когда полезным можешь быть!
То сердце не научится любить,
Которое устало ненавидеть.
Той руки удар смертелен,
Которая ласкала нас.
У счастливого недруги мрут,
У несчастного друг умирает.
Увы! писать для публики, для света
Удел не русского поэта…
Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам.
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет Муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!..
Я за то глубоко презираю себя,
Что живу – день за днём бесполезно губя.