Эле́гия (др. -греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.
Стихотворение "Море" можно назвать элегией по вышеперечисленным признакам. Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые» , и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий в стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в начале стихотворения «безмолвное море, лазурное море созданию образа, прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу» . При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Но как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну» . Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворение: море «дышит» , оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой» . Поэт обращается к мору с вопросом, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика . Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно, вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него» . Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «я» . Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строки: «Ты живо: ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты» , понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. Жуковский олицетворяет море, и вот перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие нюансы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это «необъятное лоно» . И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского , – мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в , и в лирике автора. Первый из них – земной, греховный, низкий, а второй – возвышенный, небесный. Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу. Возможно, такая же борьба двух начал происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский : И мгла исчезает, и тучи уходят.. . Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом.
Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия : грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни.
Ирика Лермонтова носит новаторский характер. Она отличается интимностью, глубиной поставленных вопросов, психологизмом. Творчество этого поэта, с одной стороны, ставит вечные проблемы, волнующие человека во все времена. С другой стороны, она очень актуальна, потому что затрагивала животрепещущие темы 30-ых годов19 века. Через все творчество Лермонтова проходит одна сквозная тема – раздумье о судьбах его поколения. Ей посвящено много стихотворений поэта. Одними из самых ярких являются «Дума» и «Бородино». Несмотря на то, что эти произведения рисуют разные эпохи (Отечественная война 1812 года и молодое поколение 30-ых годов), они посвящены одной теме – упреку современной Лермонтову молодежи. «Бородино» воспевает героизм русских воинов в войне против Наполеона: Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! Рассказчик, пожилой солдат войну 1812 года, осуждает молодое поколение: «Богатыри - не вы!» Он описывает подвиги стариков, упрекая тем самым людей, пришедших им на смену. Новое поколение, по мнению рассказчика и самого поэта, навряд ли смогло бы отстоять Родину в борьбе с Наполеоном. Лермонтов показывает, что все воины: и солдаты, и офицеры - слились в едином порыве. Они не могли допустить даже мысли о победе врага, о том, что они «отдадут Москву»: И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Сами солдаты торопили и подгоняли своих командиров – им не терпелось вступить в бой, отстоять свою Родину. То, что им это не удалось, - не их вина, утверждает рассказчик. На то была «божья воля», то есть желание небес, изменить которое людям не под силу. А все, что было в руках самих солдат, они выполнили с честью. «Дума» обращена к современности поэта. В образе героя Лермонтова перед нами возникает человек, который был типичен для того времени. Он сформировался в ту эпоху, когда нравственные ценности стали терять свою значимость. Горечь и боль за поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы, звучит в «Думе». У поколения поэта отнята возможность деятельного участия в жизни, оно обречено быть всего лишь наблюдателем. У него нет ясных идеалов. Поэт говорит о противоречии между внутренними силами, жаждой жизни и невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на сам облик поколения, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств: И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Лермонтов делает горький вывод о том, что его поколение ничего не оставит в истории. Про современников поэта забудут, не будут вспоминать ни добрым словом, ни плохим. А что может быть хуже равнодушия и безразличия? И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительным стихом, Насмешкой горькою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Таким образом, «Бородино» и «Дума» М.Ю. Лермонтова посвящены одной теме. В них поэт обращается к современному ему поколению. Он осуждает и печалится о судьбе своих ровесников, которые умрут в забвении. Они не оставят после себя ничего хорошего, полезного, доброго, как, впрочем, и ничего дурного. Об этом поколении просто забудут, как о пустом месте, вычеркнут его из истории. Показывая же славные времена войны 1812 года, Лермонтов выражает свой идеал, ставит в пример молодежи то поколение стариков. Можно сказать, что, отрицая и осуждая, Лермонтов создает свой образец, рисует то, каким бы он хотел видеть поколение 30-ых годов 19 века. Поэтому, на мой взгляд, можно говорить о гражданственной направленности стихотворений «Дума» и «Бородино».
"Где ручей, задыхаясь, поет" - олицетворение (1) и (2) и метафоры одновременно, потому что ручей не имеет дыхательной системы и голосовых связок, чтобы задыхаться и петь; "шарик пуховый" - эпитет (3); "очарованных трав" - эпитет (4); два весьма красочных прилагательных; "И туманные звезды светили" - сравнение (5), потому что сама по себе звезда не бывает туманной; "Подорожника твердый клинок" - сравнение (6) отдельной части листа растения с холодным оружием; "В государстве ромашек" - олицетворение (7), потому что ромашкам не под силу создать государство. Есть и другие средства, но на каждый вид есть один пример. Удачи!
Эле́гия (др. -греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма.
Стихотворение "Море" можно назвать элегией по вышеперечисленным признакам. Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что-то невысказанное, недоговоренное. Поэт рисует море в спокойном состоянии, в бурю и после нее. Все три картины исполнены мастерски. В спокойной морской глади отражаются и чистая лазурь неба, и «облака золотые» , и блеск звезд. В бурю море бьется, вздымает волны. Не сразу оно успокаивается и после нее. Четырехстопный амфибрахий в стихах элегии передает и безмолвие моря, и движение волн. Дважды повторенное в начале стихотворения «безмолвное море, лазурное море созданию образа, прекрасного, спокойного моря. А вот описание бури: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу» . При чтении создается иллюзия шипения кипящих, клокочущих волн. Но как ни прекрасно само по себе море, не только оно занимает воображение поэта. Нетрудно заметить, что Жуковский хочет сказать еще о чем-то сокровенном, дорогом ему. Море представляется ему живым, тонко чувствующим и мыслящим существом, которое таит в себе «глубокую тайну» . Отсюда – метафоры, сравнения, олицетворение: море «дышит» , оно наполнено «смятенной любовью, тревожною думой» . Поэт обращается к мору с вопросом, словно к человеку:
Что движет твое необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряженная грудь?
ответ на этот вопрос поэт дает как предположение. В разгадке «тайны» моря раскрываются взгляды на жизнь Жуковского-романтика . Море находится в неволе, как и все земное. На земле все изменчиво, непостоянно, жизнь полна утрат, разочарований и печали. Только там, на небе, все вечно и прекрасно, вот почему море тянется «из земной неволи» к «далекому, светлому» небу, любуется им и «дрожит за него» . Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В элегии морская бездна ассоциируется с бездной человеческого «я» . Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Он погружен в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строки: «Ты живо: ты дышишь смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты» , понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэта, пришедшего к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу. Жуковский олицетворяет море, и вот перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие нюансы чувств героя. Поэт задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это «необъятное лоно» . И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Жуковского , – мотив двух миров. Его можно ярко увидеть и в , и в лирике автора. Первый из них – земной, греховный, низкий, а второй – возвышенный, небесный. Тогда получается, что за тем фактом, что небо отражается в воде, мы видим и другой, что море и есть отражение того второго, лучшего мира:
Ты льешься его светозарной лазурью,
Вечерним и утренним светом горишь,
Ласкаешь его облака золотые
И радостно блещешь звездами его.
Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу. Возможно, такая же борьба двух начал происходит и в душе поэта. Но свет всегда побеждает тьму, утверждает романтик Жуковский : И мгла исчезает, и тучи уходят.. . Но отпечаток бури остается, и море еще долго волнуется, вспоминая об этом.
Прочитав это стихотворение до конца, понимаешь, что перед тобой действительно элегия : грустная, печальная действительность, разочарование в этой стихии, в жизни.