В своей знаменитой комедии "Недоросль" Д.И.Фонвизин высмеивает невежество и глупость, свойственные многим дворянам-помещикам тогдашней России. Кроме того, он осуждает их "злонравие".
На примере семьи Простаковых Фонвизин показал, как калечит молодое поколение неправильное воспитание. митрофан Простаков - как его называет мать, "Митрофанушка" - избалован и ужасающе невежествен. "Учителя", нанятые матерью только потому, что так полагалось, не смогли научить парня даже самым простым вещам. Да и чему могли научить бывший кучер или не закончивший семинарию дьяк? Сами Простаковы вообще неграмотны и не видят в науках никакой пользы.
Комедия имела огромный успех и до сих пор не сходит со сцентеатров. Имя Митрофанушки стало нарицательным: так до сих пор называют лентяя, невежду и бездельника.
Писатель был чуток к философскому осмыслению характеров, событий русской истории, к актуальным вопросам русской жизни. Его книги - летопись русской действительности 1840-1870 годов. Русский роман невозможно представить без Тургенева, так же как квадрат металлический актуален в наши дни.
Он продолжал традиции Лермонтова, Пушкина, Гоголя, создав особую форму "персонального" романа, который называют еще "романом одного героя".
В таких книгах в центре внимания Тургенева всегда был характерный для его времени образ, судьба и характер одного конкретного человека.
Женские образы всегда в творчестве писателя занимали особое место, их называют "тургеневские девушки", отличающиеся нежностью, трепетностью, но в то же время у них твердая сила воли.
Такой образ женщины в наше время стал нарицательным. Тургенев очень уважал Гоголя и посвятил ему "некролог", который представлял собой заметку о великом писателя, который был целой эпохой.