«продавец воздуха» – роман, в котором явственно показан «заговор мирового капитала против и человечества» . так того требовала действительность (напомним, что роман был опубликован в 1929 году в нескольких номерах московского журнала «вокруг света») , начало того периода в советской , которое позднее назовут «сталинщиной» . писался роман в декабре 1928 года, когда беляев уезжает с семьей в ленинград.
в советской россии конца двадцатых, начала тридцатых годов шпиономания была распространена не меньше (а может и больше) чем сейчас наркомания. на волне этой параноидальной тенденции местные породили массу произведений, в которых рассказывалось о коварных кознях агентов империализма на территории прогрессивного и мирного . естественно, что получалось у кого-то лучше, а у кого-то хуже, и это не удивительно - все же не могли быть одинаково талантливыми. одним из лучших образчиков о подлых империалистах, которые решили в очередной раз извести под корень молодую, но сильную, а потому опасную страну советов, является роман о торговце воздухом, вышедший из под пера александра беляева. здесь традиционные для такого рода произведений сюжетные приемы в весьма оригинальном фантастическо-приключенческом антураже, что, в итоге, дает на выходе увлекательную и на удивление яркую . и это вдвойне удивительно, так как персонажи романа, за исключением одного-двух центральных, не отличаются ни особой проработкой характеров, ни достоверными психологическими портретами. их вообще-то не особо много, можно по пальцам пересчитать, что вполне дает возможность автору для раскрытия каждого из них, но беляев не пользуется этим шансом и предпочитает населить пространство романа весьма стандартными, если даже не сказать шаблонными, героями. но, на мой взгляд, это сделанно намеренно. он старается, чтобы читательское внимание никоим образом не распылялось "по мелочам", а было на перепетиях необычного сюжета. фантастическое допущение, служащее центральной идеей книги и впрямь весьма неординарно: некий западный бизнесмен (тот самый бэйли) тайно строит в кратере потухшего вулкана, что находится в отрогах верхоянского хребта огромный подземный завод по сгущению воздуха. используя работы шведского энгельбректа, он надеется сгустить большую часть атмосферного воздуха и накопить его в своих хранилищах, чтобы затем шантажировать угрозой удушения весь мир
итрофан такой же тиран домашних, как и Простакова.
Он держит мать в своих руках и угрожает покончить
с собой, если она не оградит его от Скотинина
("Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали".
Митрофан не знает ни любви, ни жалости, ни простой
благодарности; в этом отношении он превзошёл мать.
Простакова живёт для сына, он - для себя.
В финале Митрофан, ради которого она жила и который,
по сути, был смыслом её жизни, предаёт Простакову,
трусливо отказывается от нее:
"Да отвяжись, матушка, как навязалась..."
Юноша такой же корыстный, как Простакова.
Он бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить
к новому владельцу деревни Правдину.
Для него старания и любовь матери оказались ничтожны
перед авторитетом денег и власти.
Драматург с большим мастерством описывает горе матери:
"И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)".
И далее следует почти заключительная фраза этой героини:
" (Простакова очнувшись в отчаянии). Погибла я совсем!
Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя!
Нет у меня сына!"
Слепая, неразумная, уродливая любовь к сыну не приносит
ни Митрофану, ни самой Простаковой ничего хорошего