А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». Спор Чацкого и Фамусова разгорается вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы: "...Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених..." "Кто беден, тот тебе не пара", замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом. К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни. Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости - вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что: "...Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья..." Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы: "...И золотой мешок, и метит в генералы..." <...> И действительно, глупость - особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию. Фамусов в одном месте комедии говорит: "...Кто хочет к нам изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед..." И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. ... Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других. Загорецкий - шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их ... найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы. Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова... . Репетилов - кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается... В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то "секретнейшему союзу", в котором, по его словам, принимает участие "сок умной молодежи". Таким образом комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев , толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма.
Одним из самых сильных эпизодов повести "Дубровский" является описание пожара в Кистеневке. Гениальный автор рисует картину всеми доступными ему средствами: мы словно видим и слышим всполохи и треск огня, крики людей, отчаяние молодого Дубровского. Скорее всего Владимир не хотел сжечь свой родной дом, он просто желал, простившись ночью с дорогими местами, тихо уйти, но перечитал письма покойной матери, вспомнил отца и не захотел, чтобы в святых вещах копались чужие руки приказных. Поведение отвратительного Шабашкина тоже сыграло свою роль в решении Владимира. Но, несмотря на несправедливый суд, хамское отношение властей, Владимир не хочет никого убивать. В отличие от своего крепостного Дубровский не желает судейским смерти. Он хочет лишь избавить свое родовое гнездо от их присутствия. Крепостные же, напротив, желают уничтожить судейских, они острее чувствуют несправедливость. Владимир принимает решение о поджоге, когда встает со свечой, забирает с собой дорогие ему письма и выходит из дома. И разгорается пожар! Люди возбуждены стихией огня, женщины хлопочут и ахают, ребятишки балуются, и над всем этим возносятся предсмертные стоны шайки Шабашкина. Крепостные видят, что Дубровский уже не остановится ни перед чем. Всей силой желания воли, которая обычно движет русским человеком, крепостные клянутся Владимиру не оставить его. Показателен эпизод с кошкой, которую кузнец. Кошка-живое существо достойно жизни более, чем коррумпированные и злые чиновники, считает Архип. Кроме того, кузнец кошку, рискуя жизнью, этим автор намекает на то, что приказных было проще, чем котенка, но этого никто не сделал. И, вот, вместо родового дома в Кистеневке остается пепелище. Все стихает вокруг. Владимир лишен крова и хлеба. Кажется, что повести конец. Но нет! Действие вновь возрождается, крестьяне собираются уходить из деревни, а путь Владимира лежит в лес, в разбойники! Это станет его протестом против существующей в России судебной власти.
Детство Чехова оставило болезненный след в памяти писателя.
Родился Антон Павлович 29 января 1860 года в портовом городе Таганроге Ростовской области. Он был в семье третьим ребенком из шести. Дед писателя в свое время был крепостным, но благодаря упорному труду и бережливости он смог купить свободу своей семье.
Отец Антона Чехова – Павел Егорович – воспитывал своих детей в большой строгости. Накопив денег, он открыл бакалейную лавку в Таганроге отцу в торговле стало для сыновей обязательным занятием. Но особого энтузиазма у самого Павла Егоровича купеческое дело не вызывало. Гораздо больше внимания он уделял церковной службе и общественной деятельности. Детям работу в продуктовой лавке приходилось совмещать с учебой в гимназии, бесконечными спевками и репетициями в церковном хоре, молениями. Чрезмерная набожность отца обернулась для Антона впоследствии отвращением к религии. Кроме того, все сыновья должны были овладеть каким-либо ремеслом. Будущий писатель изучал портняжное дело.
Антон Павлович писал о своем детстве: «Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать. Деспотизм преступен трижды…»
Детство и юность Чехова проходили, в основном, в бакалее, где он научился наблюдать повседневную жизнь простого русского человека. Мальчик подолгу мог спокойно сидеть и слушать разговоры посетителей, их сплетни, жалобы, радости и надежды. Умение писателя слушать станет одним из самых ценных навыков его как рассказчика.
Юность писателя
Павел Егорович желал видеть своих детей людьми образованными, пророча им жизнь лучше и счастливее своей. Поэтому все они посещали гимназию, занимались музыкой со специально нанятым преподавателем, начали рано изучать иностранные языки.
Антон Павлович сначала в течение 2-х лет ходил в греческую школу в Таганроге. Преподаватель этого учебного заведения был жестоким, за провинности ставил в угол коленями на соль, бил учеников линейкой.
Когда Чехову исполнилось 8 лет, его перевели в классическое мужское заведение – таганрогскую гимназию, которое давало превосходное образование и воспитание. По окончании восьми классов, выпускники могли поступить в любой вуз страны без экзаменов или даже поехать учиться за границу.
Обучение в гимназии послужило для Антона Павловича стартом его будущей деятельности. Здесь начинает формироваться видение мира классика, появляется любовь к литературе, выходят из-под пера первые небольшие творческие произведения. Будучи гимназистом, Чехов издавал юмористические журналы, писал забавные рассказы, сценки, придумывал подписи к рисункам под забавным псевдонимом «ЧехонтЕ», придуманным для него учителем Закона Божьего.
Когда Антону исполнилось 16 лет, в его жизни произошли значимые изменения. Разорившись, отец перевез всю семью в Москву, а будущий писатель остался доучиваться в Таганроге один. Освободившись от работы в магазине, Антон значительно улучшил свои успехи в обучении.
Обучение в гимназии стало важным периодом на пути созревания и формирования личностных качеств, развития духовных основ будущего писателя. Именно эти годы снабдили Чехова огромным материалом для писательской деятельности. Наиболее колоритные и типичные фигуры можно впоследствии встретить на страницах его произведений.
По окончании гимназии, молодой человек поступил на медицинский факультет Московского университета. Этим событием было ознаменовано начало новой, двойной жизни – студента и автора, пытавшегося своими творениями семье выжи
Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».
Спор Чацкого и Фамусова разгорается вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться.
Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы:
"...Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених..."
"Кто беден, тот тебе не пара", замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.
К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.
Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости - вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:
"...Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья..."
Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:
"...И золотой мешок, и метит в генералы..." <...>
И действительно, глупость - особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.
Фамусов в одном месте комедии говорит:
"...Кто хочет к нам изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед..."
И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. ... Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других.
Загорецкий - шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их ... найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы.
Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова... . Репетилов - кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается... В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то "секретнейшему союзу", в котором, по его словам, принимает участие "сок умной молодежи".
Таким образом комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев , толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма.