Главным жизненным идеалом Чацкого можно назвать верность правде. Причем правду следует понимать и как личную честность, и как закон, государственную справедливость. Софья Фамусова обвиняет Чацкого в предвзятом и злом отношении ко всем и так выражается о нем: «не человек – змея». Однако читатель не может согласиться с героиней, потому что честный и прямолинейный человек не может спокойно наблюдать за той нелепостью, которая происходит в доме Фамусова.
Сначала Чацкий искренне удивляется происходящему, поэтому в его словах, действительно, есть доля иронии. Но затем герой убеждается в своих предположениях и уже пытается указать остальным участникам бала на их пороки с обличительных монологов, но фамусовское общество, состоящее из «низкопоклонников и дельцов», остается глухо к его словам. Например, Чацкий прямо заявляет о чинопреклонении: «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея». Такое же отношение у Чацкого и ко всему государству, которое должно, по представлению героя, быть справедливым, обеспечивать свободой слова и действий, увеличивать права граждан. Именно поэтому такой свободо- и правдолюбивой личности нет места в чиновничьей России начала 19 века.