"Портрет Пушкина".
В. А. Тропинин 1927 г.
Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 году в Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ), происходил из помещичьей, когда-то богатой семьи. От имений предков (в Нижегородской губернии) до него дошло немного; но и дошедшее он проматывал, совершенно не интересуясь хозяйственными делами; служил он в Московском комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых было много писателей, а брат его Василий Львович приобрел известность как поэт.
В доме Пушкина интересовались литературой, а сам Сергей Львович был поклонником французских классиков и сам пописывал французские и русские стихи, которые, впрочем, были известны только знакомым и родственникам. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.
Воспитание Пушкина было безалаберным. Сменявшиеся французы-гувернеры, случайные учителя не могли иметь глубокого влияния на ребенка, в значительной степени предоставленного самому себе. Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето в уезд Захарово, в подмосковное имение бабушки.
Кроме Александра у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев. Родители не уделяли много внимания детям, да, по-видимому, Александр не был любимым ребенком в семье.
Его брат писал впоследствии о детских годах Александра: "До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою".
В 1810 году возник проект устройства привилегированного учебного заведения - лицея в Царском Селе, при дворце Александра I. Пушкин, обладавший влиятельными знакомствами, решил определить туда своего сына Александра. В июне 1811 г. Александр со своим дядей поехал в Петербург, благодаря имеющимся связям, Пушкину было обеспечено поступление. 12 августа он выдержал вступительный экзамен. 19 октября был торжественно открыт лицей и с этого дня началась лицейская жизнь Пушкина.
Теме воспитания в этом произведении отведена большая роль. На самом деле, всё крутится вокруг темы обучения Митрофанушки, его учителей, принципов его родителей и остальных.
Его мама и папа практически гордятся тем, что их ничему не учили. Они считают, что богатство нажить можно и без лишних знаний. Они даже не понимают, когда приехавший дядя спрашивает их об истории и географии. Первый предмет они воспринимают, как рассказывание анекдотов, а второй… Он нужен, по их мнению, только извозчикам. И всё-таки они хотят обучить сына чтению и арифметике. (Даже мамаша, судя по всему, читать не умеет. Однако она ловко скрывает это.)
Нанятые учителя ходят годами к ученику, но он совсем не старается. Ему совсем не интересно учиться. Сами учителя эти – забавные персонажи. Арифметику преподает бывший солдат Кутейкин, который не смог найти другой работы. Он искренне считает, что не заслуживает денег за такие низкие результаты своего ученика. Второй – бывший семинарист Цыфиркин, который испугался «бездны мудрости», он жаден, считает, сколько ему не заплатили. И самый главный учитель – Вральман Адам, немец, который на самом деле кучер. Но он мастер рассказывать истории, делать комплименты, шутить, поэтому его в семье очень любят.
Дядя-миллионер (Стародуб) тоже, хотя человек образованный, говорит, что не нужно чужими мыслями набивать голову. Но просто он за то, чтобы развивать душу и сердце. Он верит, что каждый может быть добрым и смелым. Отвага может проявляться не только на фронте, но на службе, в обычной жизни.
В общем, Митрофанушку учат кое-чему, но очень плохо. На самом деле, и учителя не самые лучшие, а уж ученик – самый ленивый. А о воспитании речи не идёт – никакого хорошего примера парню не подают, над добротой смеются. Его не одергиваю, когда он врет и грубит. Митрофан учится только подлизываться и обманывать. Пусть бы и был неучем, но хотя бы добрым, а тут он агрессивный.
В финале даже мамочка разочаровывается в воспитании своего сына, она видит, что он нехороший человек. Думаю, что у него ещё есть шанс исправиться.
Источник: Тема воспитания и образования в комедии Недоросль Фонвизина
вся неразрывным образом связана с россии. наша страна обладает древней и богатой , в которой писатели видели истоки характера, образа жизни и мысли человека, истоки жизни. именно поэтому, как мне кажется, отечественные писатели всегда уделяли огромное внимание нашей страны. так, а.с. пушкина интересовали сложные периоды и личности, которые коренным образом повлияли на развитие россии. в «песне о вещем олеге» поэт переносится в древние времена - его интересует эпоха правления первых князей на руси, время битв и славных побед. в каждой строке этого произведения чувствуется гордость пушкина за свою отчизну, любование ее , традициями, культурой: как ныне сбирается вещий олег отмстить неразумным хозарам, их селы и нивы за буйный набег обрек он мечам и … но «песнь» - не только восхищение славной древней руси. на этом материале пушкин рассуждает о сложной философской проблеме - о роли судьбы в жизни каждого человека. поэт показывает, что перед роком все равны, а личности, которые дерзают совершать великие поступки, - особенно. олегу было суждено умереть от своего коня. это произошло и ничто не смогло уберечь князя, каким бы великим он не был. в трагедии «борис годунов» пушкин обращается к смутного времени на руси (16 век). в это время не было законного наследника на российский престол. на него претендовало большое количество людей, многие из которых выдавали себя за пропавших или погибших наследников. россию раздирали кризисы – политические, , народные. все это осложнялось нашествиями поляков и шведов, которые хотели захватить ослабевшую страну в свои руки. в этот сложнейший период страной правил боярин борис годунов. в своем произведении пушкин показал смутную обстановку в россии, отразил поход лждедмитрия i, его договоренность с поляками, народные бунты и так далее. но, как всегда у пушкина, сложные события – это фон для решения глубоких человеческих проблем. они связаны и с образом бориса годунова (человек и власть, власть и народ, сила и слабость властьимущих и так далее). кроме того, пушкин исследует в этой трагедии истоки характера народа, который привык подчиняться и молчать. крылатой стала фраза из «бориса годунова»: «народ безмолвствует». в поэме «медный всадник» пушкин обращается к эпохе петра i и рассуждает, как реформы этого царя повлияли на россию и жизнь человека. безусловно, поэт отдает должное заслугам петра – именно он превратил россию в мировую державу, сильнейшую империю в мире: сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе. но каковы были методы этого человека? пушкин показывает, что петербург – один из красивейших городов мира – был построен на костях и крови. больше того, он предназначен для государственных дел, но не для жизни простых людей. именно это подтверждает нам жизни главного героя поэмы – чиновника евгения. одно из наводнений, которые столь часты в петербурге, погубило его невесту и все надежды героя на счастье. безумный евгений винит в своих бедах петра, который, в заботах о величии страны, разрушал жизни простых людей. м.ю. лермонтов в своем творчестве также часто обращался к россии. в ее славном прошлом он видел былое величие страны и народа. лермонтов противопоставлял прошлое настоящему, подчеркивая никчемность и пустоту своих современников. в стихотворении «бородино» это выражено наглядно: да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри - не вы! в этом стихотворении поэт описывает одно из ключевых сражений в отечественной войне 1812 года. именно здесь, по мнению лермонтова, проявились все лучшие качества народа, которые победить «великого и ужасного» наполеона. и главное из них – любовь к родине, готовность отдать за нее жизнь: и молвил он, сверкнув очами: «! не москва ль за нами? умремте же под москвой, как наши братья умирали! » и умереть мы обещали, и клятву верности сдержали мы в бородинский бой. в «песне про купца калашникова» лермонтов переносится в далекие времена правления ивана грозного. автор погружает нас в страшную атмосферу того времени. на этом фоне разворачивается борьба главного героя – купца калашникова – с опричником киребеевичем. в справедливом бою калашников отстаивает честь жены, доброе имя своей семьи, свое счастье. этот герой не побоялся противостоять любимчику царя, да и самому грозному. калашников погибает, но остается героем, сумевшим сохранить свое достоинство и защитить свою семью. таким образом, произведения пушкина и лермонтова не только освещают определенные эпохи в жизни страны и познать россии. эти писатели решают сложные философские и психологические проблемы, волнующие человека во все времена.
подробнее - на -