Иванов Семен Иванович — главный герой рассказа «Сигнал» Гаршина. Он бывший солдат, денщик. Семен Иванович становится «сторожем на железной дороге». Живет он, «человек больной и разбитый», вместе с женой Ариной в будке, при которой есть «с полдесятины пахотной земли». В мировосприятии Семена соединяется вечное крестьянское тяготение к земле с осознанием ответственности своей новой «железной» должности. Его философия: «уж кому какую талан-судьбу Господь даст, так уж и есть».
Иной его сосед по дистанции — «человек молодой», «худой и жилистый», Василий Степанович Спиридов. Он убежден: «не талан-судьба нам с тобой век заедает, а люди. <...> Коли всякую скверность на Бога сваливать, а самому сидеть да терпеть, так это, брат, не человеком быть, а скотом».
Рассорившись с начальством, Василий покидает службу и отправляется в Москву искать «управу себе». Очевидно, безрезультатно: через несколько дней он возвращается и отвинчивает рельс незадолго до прихода пассажирского поезда. Это замечает Семен и пытается предотвратить крушение: собственной кровью смачивает платок и с таким красным флагом выходит навстречу поезду. Он теряет сознание от сильного кровотечения, и тогда флаг подхватывает Василий, наблюдавший издали за происходящим. Поезд остановлен. Последняя фраза рассказа — слова Василия: «Вяжите меня, я рельс отворотил».
Рассказ «Сигнал» Гаршина вошел в круг хрестоматийного чтения подростков, однако его толкование советскими литературоведами было довольно упрощенным. К дежурной и малосодержательной фразе, что в «Сигнале» Гаршин зовет к «героизму, к самопожертвованию ради блага народа», прибавлялось то соображение, что «Семен показан сторонником кроткого смирения и противопоставлен человеку, страстно ненавидящему хозяев современной жизни. При этом сторонник борьбы приходит к преступлению, а проповедник смирения — к подвигу самопожертвования». Гаршину вменяется в вину следование «реакционной толстовской «теории» «непротивления злу насилием».
Однако содержание рассказа свидетельствует о несколько иных целях автора: конфликты Василия с начальством зачастую вызваны его характером, его достаточно вольным отношением к собственным обязанностям. И его преступление несоизмеримо с нанесенным ему оскорблением. Думается, здесь Гаршин следует не столько не любимому идеологами большевизма и их присными «толстовству», но выражает убеждение, вообще характерное для русских писателей 2-й половины XIX в: любой радикализм разрушителен, он несет только зло и не имеет морального оправдания.
Ради утверждения этой идеи и дает Гаршин в «Сигнале» столь символический, во многом литературный финал (так ли уж обязательно было Семену смачивать платок кровью?! Неужели сам по себе человек на рельсах, размахивающий любым предметом, не сигнал тревоги для машиниста?!). Где радикализм — там преступления, там кровь невинных жертв, говорит писатель. Через десятилетия красный от крови Семена флаг в руке Василия роковым образом стал выражать смысл кровавого радикализма XX в. — большевизма, а сам по себе подвиг Семена обнаружил свое тяжелое сходство с обычным «подвигом» советской эпохи: как правило, это самопожертвование одних из-за преступности других (а не противостояние стихиям и т. п.).
1. «Во сне царевна ждёт, что … к неё придёт». Кого ждёт царевна?
2. Как зовут отца спящей царевны?
3. Чем укололась царевна?
4. Чем забавлялся царский сын?
5. «Возвращаясь во дворец, на … её отец пошатнулся и зевнул и с царицею заснул». Где заснул царь?
6. Кто был приглашён царём на пир?
7. Кто подал царевне в руки веретено?
8. Кто предсказал царице рождение дочери?
9. Во что был погружён дворец, когда туда попал царевич? «Весь дворец обходит он, пышно всё, но всюду сон, гробовая …»
ответы
По горизонтали Матвей. 3. Веретено. 4. Ловля. 5. Крыльцо. 6. Чародейки. 7. Пряха. 8. Рак. 9. Тишина.
Объяснение:
Расставь себе как надо.
Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка» — один из центровых. Именно на этом герое завязаны многие сюжетные «узлы» произведения. Через него донесены важнейшие идеи. Итак, кто же он – Емельян Пугачев? Прототип этого персонажа Пушкина сыграл в истории России большую роль. Он стал организатором кровавого восстания, и из учебников мы знаем о Пугачеве, как о жестоком самозванце, готовом идти к власти по отрубленным головам. Несколько иным описывает Емельяна в своей повести классик. Образ Пугачева противоречив. Да, в «Капитанской дочке» он тоже показан жестоким и кровожадным. К дворянскому сословию, против которого выступает герой, сочувствия у него нет. Он с легкостью отдает приказ казнить начальника Белогорской крепости Миронова и его жену. И вообще, убить человека для него – не проблема. Но в то же время Пугачева можно назвать благородным и честным. К тому же он умеет помнить добро и благодарить за него. Очень показательна в повести сюжетная линия «Пугачев – Гринев». Молодой офицер, встретив однажды в метель Емельяна, воспользовался его Пугачев вывел Петрушу из заснеженной степи его. А Гринев, видя перед собой замерзшего человека, отдал ему свой заячий тулуп. И даже не представлял тогда, с кем свела его судьба. Позже, во время штурма крепости, два героя снова встретились. А когда бунтари одержали победу над осажденными, и Гринева должны были казнить, Пугачев оказывает ему милость и оставляет в живых. Кроме того, он из ловушки Машу – возлюбленную Петра и дочь начальника крепости Миронова. Я считаю, что образ Емельяна Пугачева в повести «Капитанская дочка» символизирует настоящего народного лидера. Угнетенные и обездоленные готовы жизнь за него отдать. Он храбрый, сильный, авторитетный, решительный. Но в финале произведения показана казнь Пугачева. Так было и в реальной жизни… И это, на мой взгляд, исторически справедливо. Нельзя пытаться строить новую жизнь на крови. Пушкин, хоть и симпатизирует своему герою, но тоже согласен с этой истиной. Жестокие бунты ни к чему хорошему не приводят, а их зачинщики платят головой.