поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.
альфред теннисон (. поэт)
пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. в этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? для пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
в стихотворении “поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. поэзия, по мнению пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.
но лишь божественный глагол
до слуха чуткого коснется,
душа поэта встрепенется.
поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.
после событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий пушкин жил в михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. однако заявить об этом открыто было нельзя, и пушкин создает аллегорическое стихотворение “пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. а назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.
теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). особой выразительностью отличаются глаголы, процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. в первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:
восстань, пророк, пророк россии,
в позорны ризы облекись,
иди и с вервием на выи
к убийце гнусному явись.
в 1833 году пушкин написал стихотворение “осень”. последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.
камельке забытом
огонь опять горит — то яркий свет лиет,
то тлеет медленно — а я пред ним читаю,
иль думы долгие в душе моей питаю.
и забываю мир, и в сладкой тишине
я сладко усыплен моим воображеньем
и пробуждается поэзия во мне.
поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. в душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”.
так говорит автор в своем стихотворении “разговор книгопродавца с поэтом”. право на оплату труда представлялось пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь.
пушкин считает себя не просто , но и общенациональным поэтом. своей поэзией он обращается ко всем , как к равным.
Повесть А. С. Пушкина называется "Капитанская дочка", но как раз Машу Миронову можно назвать второстепенным действующим лицом. Сюжетное напряжение повести держится на трех опорных точках. Это образы Швабрина, Гринева и Пугачева, который своими поступками стал своеобразным "проявителем" подлинной натуры персонажей, худших черт Швабрина и лучших — Гринева. Пугачев в "Капитанской дочке" похож на героя казацких песен и былин. Он появляется сначала как некая загадочная фигура, а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Непонятный человек ведет таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий приют. Он — то ли беглый каторжник, то ли пропойца ("заложил тулуп у целовальника", то есть за водку). Но "огненные глаза", притягивающие внимание, выдают человека незаурядного. В пророческом сне Гринева читатель уже получает намек на сложность и силу образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после). Пугачев жесток, безжалостен, когда велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. Но он помнит добро и ценит искренность, правдивость и верность чести. Именно это подкупает его в Гриневе. Он не мстителен, единственный раз нахмурился, узнав, что Гринев обманул его. С истинно царской, сказочной широтой души он говорит: "Казнить так казнить, миловать так миловать". И отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев, однако, лукав и умён, он знает своих людей и часто "работает на публику", как бы играя роль царя, как его представляют себе простые люди. Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным — это и расчет, и радостная игра во власть. Перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым. Пугачев Пушкина — отчаянный человек, который не променяет три месяца царского пира на тридцать лет райской похлебки. Он и былинный герой, и песенный разбойник, и царь-избавитель для забитого народа. Русская история полна легенд о "подлинном царе", о царе от смерти, настоящем, "правильном" царе, который придет в урочный час. Пугачев назвался таким царем, но люди не пошли бы за ним, если бы он не вел себя, как настоящий повелитель и избавитель. Последняя встреча Пугачева и Гринева происходит за минуту до казни плененного бунтовщика. В это страшное мгновение Пугачев узнает того, кого полюбил за честность, храброе и доброе сердце, и кивает ему. "Через минуту его голова, мертвая и окровавленная, была показана народу". Пушкин устами героя сокрушается о позорном конце: "Еме-ля! Емеля! — думал я с досады, — зачем не наткнулся ты на штык или не подвернулся на картечь! Лучшего ничего не мог бы ты придумать".
Найбільш огидним явищем того часу автор роману вважав явищ рабства. Так склалося, що за сюжетом роману головний герой Дік Сенд і його супутники причалили до одного з тодішніх центрів світової работоргівлі – до прибережної африканської держави Ангола. Саме там ці люди не тільки побачили всі ті страхи рабства, а й стали його жертвами. На щастя, в кінцевому результаті їм вдалося врятуватися, але ті проблеми і жахи, через які вони пройшли, можуть вразити кожного читача і показати йому, наскільки страшною проблемою було рабство. Проблема рабства полягала не тільки в работоргівлі самої по собі, але і переслідуванні африканських племен і боротьбою з ними. Неодноразово автор словами своїх героїв виявляє своє крайнє засудження цього ганебного явища – рабства. Він закликає людей припинити це якомога швидше і з якомога меншими жертвами.
поэзию не должно считать излишней роскошью; когда поэт своею мощною лирой пробуждает народный дух, то он совершает героический подвиг.
альфред теннисон (. поэт)
пушкин — поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. в этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? для пушкина поэзия — искусство, высочайшее проявление творческого духа. поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.
в стихотворении “поэт” автор дает характеристику творческого акта поэта. поэзия, по мнению пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его “душа” спит, и “молчит его святая лира”. когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества — мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.
но лишь божественный глагол
до слуха чуткого коснется,
душа поэта встрепенется.
поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.
после событий 14 декабря 1825 года без связи с друзьями, одинокий пушкин жил в михайловском, как будто “в пустыне мрачной”. его волновали думы о судьбе и назначении писателя в условиях жестокой николаевской реакции. он готов был не только разделить участь “друзей, братьев, товарищей”, но и неуклонно продолжать начатое ими благородное дело своим поэтическим словом. однако заявить об этом открыто было нельзя, и пушкин создает аллегорическое стихотворение “пророк”, написанное, как предполагают, непосредственно под впечатлением кровавой расправы с декабристами в 1826 году. стихотворение представляет собой поэтическое переложение одной из легенд библии. пушкин умышленно сохраняет старинный библейский стиль и вводит церковнославянские слова. смысл стихотворения иносказательный: в облике пророка выступает поэт-гражданин, несущий свое пламенное слово в народ. шестикрылый серафим изменил в нем все: зрение, слух, сердце. поэту дано все видеть, все слышать, все знать, он исполнен чувства любви, правды, справедливости, слово его будет “жечь сердца людей”. авторская мысль в том, что поэзия — трудное, мудрое дело, оно непосильно не посвященным в тайны поэтического искусства. поэт — это пророк, которому дано видеть, слышать и понимать то, что не понимает обыкновенный человек. содержанием поэзии должна быть жизнь во всем ее многообразии. а назначение поэта — “глаголом жечь сердца людей”, то есть поэзия не должна служить избранным, она должна иметь высокое общественное значение. слово поэта должно нести правду, справедливость, любовь.
теме стихотворения — героическому служению людям — соответствует высокий, торжественный слог и тон произведения. это создается употреблением архаизмов, славянизмов (“вещие зеницы”, “и внял я”), особыми конструкциями фраз (фразы-инверсии). особой выразительностью отличаются глаголы, процесс превращения поэта в поэта-пророка: влачился, отверзлись, рассек, воззвал, виждь, внемли. слитность содержания и формы в этом стихотворении воздействовала на читателя. в первоначальном варианте последние четыре строки звучали более остро, как прямое обличение поэтом-пророком царя-тирана:
восстань, пророк, пророк россии,
в позорны ризы облекись,
иди и с вервием на выи
к убийце гнусному явись.
в 1833 году пушкин написал стихотворение “осень”. последняя строфа этого неоконченного стихотворения посвящена теме творчества. тема поэта и поэзии ставится здесь как живая, образная картина состояния поэта в минуты вдохновенья, в едва уловимые моменты зарождения поэтических созданий.
камельке забытом
огонь опять горит — то яркий свет лиет,
то тлеет медленно — а я пред ним читаю,
иль думы долгие в душе моей питаю.
и забываю мир, и в сладкой тишине
я сладко усыплен моим воображеньем
и пробуждается поэзия во мне.
поэзия рождается из многообразного бесконечного ряда ощущений, размышлений, наблюдений, переживаний. в душе поэта происходит “воображенье”, “стесненье души лирическим волненьем”, “мысли волнуются в отваге, и рифмы легкие навстречу им бегут”.
так говорит автор в своем стихотворении “разговор книгопродавца с поэтом”. право на оплату труда представлялось пушкину естественным и законным, так как обеспечивало жизнь.
пушкин считает себя не просто , но и общенациональным поэтом. своей поэзией он обращается ко всем , как к равным.