в повести «бедная лиза» карамзина живописные картины природы, на первый взгляд, можно счесть случайными , которые являются всего лишь красивым фоном для основного действия. но пейзажи – это одно из главных средств раскрытия душевных переживаний героев. кроме того, они служат для передачи отношения автора к происходящему.
в начале повести автор описывает москву и «ужасную громаду домов» , а сразу же после этого начинает рисовать совершенно иную картину: «внизу… по желтым пескам, течет свежая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок… на другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада… » карамзин встает на позицию защиты прекрасного и естественного, ему неприятен город, его тянет к «натуре» . таким образом, здесь описание природы служит для выражения авторской позиции.
большинство пейзажей повести направлены на то, чтобы передать душевное состояние и переживание главной героини. именно она, лиза, является воплощением всего естественного и прекрасного, эта героиня максимально близка к природе: «еще до восхождения солнечного лиза встала, сошла на берег москвы-реки, села на траве и подгорюнившись смотрела на белые туманы… , но скоро восходящее светило дня пробудило все творение… »
героиня печальна, потому что в ее душе рождается новое, доселе неизвестное чувство, но ее оно прекрасно и естественно, как пейзаж вокруг. уже через несколько минут, когда происходит объяснение между лизой и эрастом, переживания девушки растворяются в окружающей природе, они так же красивы и чисты. а после расставания влюбленных, когда лиза чувствует себя грешнице, преступницей, в природе происходят такие же перемены, как и в лизиной душе.
в эпизоде падения лизы начинается гроза. и лиза говорит, что ей страшно, что она боится, чтобы гром не убил ее как преступницу (а позднее будет другая гроза - из драмы островского, и другая героиня – катерина – будет страшиться небесного огня) .
здесь картина природы раскрывает не только душевное состояние лизы, но и предвещает трагичный финал данной .
черты в “вересковом мёде”.
( сюжет, трагический эпизод в войны, трагический эпизод – смерть последних пиктов, герои – истинные патриоты, элемент тайны – рецепт меда, умирающий вместе с героями; характеры героев раскрываются в драматическом диалоге, эмоциональное сочувствие автора; пейзажный зачин и пейзажная концовка) .
– лироэпическое произведение, стихотворение фантастического или героического характера, в котором явно слышится эмоциональный голос автора, оценивающего описываемые события. часто в присутствуют пейзажный зачин и пейзажная концовка, диалог.
в -шотландской народной поэзии жанр сложился в xiv-xvi в. в. эти были наполнены трагизмом, таинственностью, в них обязательно присутствовал драматический диалог.
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
В пейзажной лирике Александра Сергеевича Пушкина есть немало прекрасных произведений. Стихотворение «Туча» – одно из них. Оно относится к позднему периоду творчества поэта, когда он начал отходить от романтических традиций и принципов. Но это стихотворение еще целиком выдержано в духе русского романтизма.
«Туча» была написана 13 апреля 1835 года. На следующий день Пушкин получил приглашение к начальнику III отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии Александру Бенкендорфу по поводу ходатайства о разрешении издавать газету. Свои надежды, что тучи над головой рассеются, поэт отобразил в стихотворных строках. В мае того же года «Туча» была опубликована в журнале «Московский наблюдатель».
Композиционно произведение можно разделить на три части по количеству строф. В первом четверостишии автор обращается к туче, которая, по его мнению, наводит уныние на ясный день. Вторая строфа повествует о буре. В это время туча пролила на землю долгожданный дождь. В третьей части туча исчезает, поскольку ее пора «миновалась». Такое композиционное построение указывает на временность житейских бурь и неприятностей в судьбе человека. Образ тучи типичен для романтической поэзии. Он символизирует тревогу, надвигающуюся опасность, печаль.
Произведение построено на антитезе: недавняя буря противопоставляется наступившему покою. Пушкину удалась почти акварельная пейзажная зарисовка, пронизанная глубоким философским смыслом. Вечный закон жизненного круговорота изображен здесь аллегорически. Вчерашний кумир, который был важен и необходим обществу, сегодня должен сойти со сцены, уступив место молодым талантам. Главное – уметь вовремя остановиться, считает автор.